— Количество электронных услуг становится с каждым годом все больше, — отметил, представляя концепцию программы, мэр Москвы Сергей Собянин. — Помимо госуслуг город управляется горожанами. Контролируется работа городского хозяйства при помощи таких сервисов, как «Активный гражданин», «Наш город» и других. Но технологии меняются, и нам нужно выходить на новый уровень развития электронных сервисов, услуг, информационного города. И можем уже сегодня говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы «Умный город», которая бы охватывала все стороны нашей жизни.
При помощи современных технологических решений авторы «Умной Москвы» должны создать максимально удобную, доступную и персонифицированную виртуальную среду для москвичей. Кроме того, программа должна повысить эффективность городского управления за счет широкого анализа big data и внедрения искусственного интеллекта.
Программа логично продолжает прежние городские инициативы по информатизации — «Электронную Москву» конца нулевых годов и «Информационный город», введенную в 2012 году. Когда «Умный город» станет реальностью, к любому из городских сервисов можно будет получить доступ через единую точку — в любое время и с любого устройства. Так же, как сейчас действует портал городских услуг — только новые сервисы будут по-настоящему всеобъемлющими. В диапазоне от здравоохранения и образования до безопасности.
В 2017 году в информационной сфере Москвы произошла своеобразная революция — завершилась интеграция официального портала мэрии Москвы, портала государственных услуг Москвы, электронного атласа, сервиса «Автокод» и еще свыше 40 сайтов органов исполнительной власти. Теперь все эти сервисы доступны через единый портал Mos.ru. Функционал этого портала получился действительно гигантским — даже по сравнению с аналогичными сайтами других мегаполисов мира, — и москвичи это немедленно оценили: в 2017 г. число уникальных пользователей портала выросло на 28% по сравнению с 2016 г. и превысило 40 млн человек.
Растет и число оказанных электронно городских услуг: в 2017 году их через портал получили почти на треть больше пользователей (всего порядка 260 млн успешных обращений). И работа над интеграцией продолжается — сейчас идет слияние основного портала Mos.ru с порталом открытых данных (data.mos.ru).
Одновременно модернизируются телефонные службы города — теперь в Москве действует единый контакт-центр (495)777-77-77, который объединил разрозненные диспетчерские службы. В его работе постепенно вводятся новые технологии — например, распознавание речи, что позволяет дополнительно разгрузить операторов. Результат — единый контакт-центр за 2017 год обработал 24 млн обращений. Из них около миллиона были обработаны без участия человека — системой распознавания речи.
«Умная Москва» ориентирована на мобильные платформы, на которые уже сейчас падает основная часть интернет-трафика. Именно с телефонов и планшетов нынешним горожанам удобнее всего управлять городскими сервисами, заказывать услуги, получать справочную информацию.
— Цель программы — повышение качества жизни за счет использования современных информационных коммуникационных технологий, — отметил глава Департамента информационных технологий правительства Москвы Артем Ермолаев. — Сама программа затрагивает все отрасли городского хозяйства. В целом в год мы реализуем более 400 проектов.
В области здравоохранения будет развиваться Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая в 2017 году была введена по всей Москве, в том числе в ТиНАО. По статистике, этот механизм управления потоками пациентов (ЕМИАС охватывает около 60% дежурных врачей) значительно ускоряет получение медицинской помощи и уменьшает очереди. Всего же в прошлом году через цифровые каналы к врачу записалось более 111 млн москвичей. А более 51 тысячи человек прикрепились к поликлиникам без личного посещения.
В дальнейшем эти технологии будут только развиваться. Например, один из интересных пилотных проектов — «Цифровое зрение» — использует big data и искусственный интеллект для помощи врачам в ранней диагностике рака и риска возникновения инсульта. Первые результаты проекта показывают: технология на 15% повышает точность диагностики.
В образовании продолжится внедрение проекта «Московская электронная школа» — это полный комплекс образовательных сервисов, электронный дневник и рабочее место учителя.
На сегодняшний день в электронной библиотеке МЭШ размещено 146 электронных учебников, свыше 30 тыс. тестовых заданий, 6 виртуальных лабораторий, более 150 тыс. электронных сценариев уроков, в том числе 15 тыс. сценариев в общем доступе. Абсолютное большинство материалов разработано и размещено непосредственно учителями. Кстати, для педагогов за работу с МЭШ предусмотрены надбавки в размере 10 тыс. рублей в месяц.
Клиентов у МЭШ, разумеется, множество — практически все московские школьники и их родители. В 2017 году они более 150 млн раз воспользовались электронным дневником, а 846 тыс. родителей активно пользуются информационной системой «Проход и питание». Через МЭШ записываются в секции и кружки, узнают результаты ГИА и ЕГЭ. Московский проект МЭШ стал базой для федеральной «Российской электронной школы».
Наконец, в области ЖКХ будет продолжаться автоматизация сбора показателей приборов учета. Уже сейчас на автоматизированный сбор перешли 79% учреждений бюджетной сферы, и 57% многоквартирных домов перешли на автоматизированный сбор показателей приборов учета. А вместо привычных диспетчерских с вопросами и предложениями граждане обращаются в единый контакт-центр или на городской портал.
В программу «Умный город» войдут еще десятки сервисов, связанных с безопасностью, услугами для бизнеса и другими вопросами. Все это в совокупности уже через несколько лет сделает Москву несомненным лидером по внедрению цифровых технологий в управление городом и повседневную жизнь мегаполиса.