Еще в прошлом году у пяти светофоров Москвы на самых аварийных переходах появилась светодиодная подсветка, совпадающая с красной, желтой или зеленой фазами светофора. Раньше на этих участках по вине водителей происходило 1–3 ДТП. После установки подсветки ДТП прекратились.
После столь удачного пилотного проекта «светомузыка» появилась на 68 светофорах города — их устанавливали с декабря 2017-го по 1 апреля 2018-го.
У такой подсветки есть свои плюсы и минусы. Как объясняет профессор МАДИ Султан Жанказиев, «в условиях современного мегаполиса сигнал светофора невозможно своевременно и однозначно выделить из общего потока световой информации, поступающей водителю». То есть нужно максимально четко обозначить светофор, чтобы водитель не проморгал его на фоне яркой рекламы. И тут как раз обнаруживается минус. Москва — город большой, яркий. Что ни месяц, то праздник и фестиваль. Особенно красиво столица была подсвечена под Новый год. Однако водители отмечали, что сигнал светофора просто терялся на фоне яркой иллюминации, например, на Страстном бульваре. Дополнительное освещение дорожного регулятора только добавит хаоса и усложнит ситуацию для водителей.
В Центре организации дорожного движения о проблеме знают и говорят о ней как о «теме для будущих исследований». Однако с осени этого года, как рассказал глава ведомства Вадим Юрьев, подобной подсветкой оборудуют еще 100–150 объектов столицы. Еще одно новшество, о котором упомянул руководитель центра, — подсветка не светофоров, а самих пешеходов. Детали Юрьев раскрывать не стал. Напомним, что в сентябре в Зеленограде появилось дополнительное освещение самой «зебры» — оно загорается синхронно с зеленым сигналом светофора.
Тем временем гражданские активисты, взявшие на вооружение шведский принцип Vision Zero — кампанию по сведению к нулю смертности в ДТП, — уверены: необходимо задуматься о том, что в аварии не всегда виноват пешеход и не всегда автомобилист. Значительная часть ДТП происходит из-за неправильной инфраструктуры.
— Необходимо пересмотреть причины смертности на дорогах. Все знают, что необходимо бороться с пьяным вождением, но на самом деле это причина не такого большого количества ДТП. Есть другие проблемы. Неприятный для феминистов факт: женщины чаще являются виновниками аварий. Ну а хуже всего плохая видимость. Мы живем в старом подходе: виноват пользователь — водитель, пешеход или даже автоледи, бабушка-камикадзе, которым лень пройти 100 метров до подземного перехода. Но весь прогрессивный мир переходит на другой подход: виновата инфраструктура, — рассказал «МК» урбанист Петр Иванов. — Если дорога организована так, что определенное место провоцирует людей на нарушение, надо обратить на это внимание! Нужно понимать: если "зебра с длинной светофорной фазой стоит совсем не там, где люди привыкли переходить, это ошибка проектировщиков. Нужно отказаться от слова «нарушитель»: если человек перебегает дорогу где-то не там, на это могут быть причины.
Напомним, что в прошлом месяце на севере Москвы горожан и посмешила, и возмутила организация перехода возле новой станции метро «Верхние Лихоборы»: вестибюль расположен на той стороне Дмитровского шоссе, где находятся промышленные и торговые комплексы, и чтобы дойти до ближайших жилых домов на стрелке Дубнинской улицы, многие начали перебегать Дмитровское шоссе — либо топать лишний километр... Правда, недоработку устранили, и переход заработал. Однако именно такие недочеты чаще всего становятся причиной ДТП.
По словам Иванова, «лежачие полицейские» — хорошая практика, но не всегда они расположены там, где нужно на конкретной улице. А вот «островки безопасности» всегда делают пешеходов видимыми, причем можно делать их не только капитальными, но и небольшими.