Стадион «Лужники» — главная спортивная арена предстоящего мундиаля, где пройдут ключевые матчи, — открылся после реконструкции 11 ноября 2017 года. Напомним, что тогда на поле встретились сборная России и сборная Аргентины. Увы, наши проиграли гостям со счетом 0:1. Болельщики, конечно, расстроились. Но организаторам было важно другое: как справился стадион с первым матчем? Прошел ли проверку на профпригодность после долгого ремонта? Первый матч прошел немного комом. Предполагалось, что после завершения соревнования болельщики смогут быстро покинуть стадион: для этого специально увеличили число выходов с 3 до 16 и установили еще 44 каскадные лестницы. Ожидалось, что это поможет избежать давки, а фанаты смогут покинуть стадион за 15 минут.
Но от ошибок никто не застрахован, особенно если речь идет об организации движения десятков тысяч человек. После первого матча болельщикам (а это, на минуточку, 80 тысяч человек) пришлось долго — полтора часа — ждать выхода со стадиона. Неудачно получилось и с общественным транспортом — люди потеряли немало минут, ожидая автобус. Тем более что один из вестибюлей станции «Спортивная» (ближайший к стадиону) был все еще закрыт на реконструкцию.
При подготовке ко второй футбольной встрече организаторы учли все предыдущие недочеты. И болельщики, и проверяющие в целом остались довольны результатами.
Конечно, еще на подходе к стадиону в день второго матча фанаты боялись: вдруг история повторится и опять на выход с трибун потребуется час, а то и больше? Все-таки воспоминания об организации первого товарищеского матча были еще свежи. Но, к счастью, внимание к организации, к комфорту болельщиков проявлялось во всем. Людям заранее рассказали, как лучше выйти со стадиона. В результате покинуть арену после матча у болельщиков получилось уже через 20–30 минут после финального свистка. А между тем количество зрителей не уменьшилось — их по-прежнему было 80 тысяч человек.
Особенно гостей матча впечатлила подготовка транспортного комплекса столицы.
— Мне кажется, организации такого уровня я не видел никогда, — рассказал «МК» один из болельщиков — Евгений. — Везде были указатели, куда идти, откуда выходить. При этом я бы не сказал, что мы шли в потоке — людей как-то постарались распределить, чтобы не было «бутылочного горлышка», чтобы все не ломились в одни двери.
Действительно, организаторы постарались грамотно развести потоки зрителей, которые ехали на матч. Вариантов добраться до стадиона было несколько. Одни могли пойти от метро «Воробьевы горы», вторые — от недавно открывшегося вестибюля станции «Спортивная». Третьи — от станции МЦК «Лужники» (она, кстати, в двух минутах ходьбы от «Спортивной»). Можно было добраться и на комфортабельном автобусе по экспресс-маршруту S1 — от метро «Парк культуры» до стадиона «Лужники». При этом на станциях «Фрунзенская», «Спортивная», «Парк культуры» и «Лужники» с 16.00 до 23.00 дежурили сотрудники центра обеспечения мобильности пассажиров, которые помогали болельщикам сориентироваться и найти ближайший к стадиону выход из метро. В поездах красной ветки и «Ласточках» МЦК звучали голосовые объявления: болельщикам разъясняли, как удобнее добраться до своего сектора на стадионе. Казалось бы, мелочи, но именно они помогли фанатам быстро сориентироваться, продумать маршрут заранее, а значит, не попасть в толпу рассеянно бродящих вокруг стадиона людей, которые не знают, как им добраться до своего места. Попытка (и довольно удачная) развести потоки многотысячной толпы, соблюсти логистику большого спортивного мероприятия — правильный путь. Можно сказать, что эти условия приближены к боевым: именно так будет работать стадион и инфраструктура вокруг него непосредственно на матчах чемпионата мира.
Важно, еще раз повторимся, не только быстро войти на стадион, но и быстро с него уйти. Раньше приходилось прибавлять час к пути домой — столько люди тратили в толкучке. И даже если удалось протиснуться, то можно попасть в транспортную ловушку. Организаторы продумали и этот момент. С 20.45 работал бесплатный экспресс-маршрут, который позволял доехать от Хамовнического вала до станции метро «Смоленская». До матча станция «Лужники», вестибюли «Спортивной» и «Воробьевых гор» работали только на выход в город, а после матча — только на вход пассажиров. При этом в течение двух часов после матча вход на станции «Спортивная», «Фрунзенская» и «Лужники» будет бесплатным — это тоже позволит избежать лишней суеты и давки.
В целом и болельщики, и проверяющие остались довольны результатами прошедшего матча — разве что счет расстроил.
Отдельно стоит отметить и сам стадион. Его строили не для чемпионата мира (все-таки он будет идти всего месяц), а для людей. Современная арена, благоустроенная территория вокруг, опять же новые станции и обновленные вестибюли метро. А футболистов в свою очередь порадовало поле, которое для снежного марта этого года было в идеальном состоянии. Старожилы помнят, что раньше вместо поля там был натуральный «огород»: из-за близости к реке и грунтовых вод считалось, что там нельзя вырастить качественный газон. Удивительно, но в обновленных «Лужниках» это сделать удалось! Никто не пошел по легкому пути и не положил просто искусственную поляну.
...Следующий матч на стадионе пройдет уже 14 июня, в день открытия мундиаля. Сборная России сыграет со сборной Саудовской Аравии. Уже понятно, что организация будет на высшем уровне. Футболисты, не подведите!