МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Не обеднеет наше идиотское государство!": как безбилетники встречают судебных приставов

Мы вместе прошлись по квартирам "зайцев"

Если думаете, что судебные приставы никогда не окажутся на вашем пороге, то сильно ошибаетесь. Причиной их визита может стать, казалось бы, смехотворная причина, такая как штраф за безбилетный проезд. Правда, проехаться зайцем придется как минимум три раза. Рекордсменом в этом состязании стал 35-летний москвич: в прошлом году контролеры оштрафовали его 33 раза — в сумме на 33 тысячи рублей. За зайцами-профессионалами, систематически не оплачивающими штрафы, гоняются судебные приставы вместе с сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок». В один из таких рейдов, который начался в 6.30 утра, с ними отправился и корреспондент «МК».

Фото: Наталия Губернаторова

Судебный пристав-исполнитель Игорь Воронов, главный специалист отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях Кирилл Кулинкович и его коллега Илья ездят к злостным нарушителям каждую неделю. В день — по 10–12 квартир. Начинать обход приходится в шесть утра, пока зайцы сладко спят или еще относительно трезвые. Имена и адреса мы умышленно решили не раскрывать: может, люди исправятся...

Обычно люди несведущие представляют судебных приставов как эдаких братков из 90-х, приехавших выбивать «дань». На деле все оказалось совсем иначе. Игорю на вид лет 30: спокойный, с тихим голосом, чисто сотрудник музея в очочках. Кирилл — побойчее, но и поменьше ростом. Под классическое описание подходит разве что Илья — он как раз (с борсеткой и серьезным выражением лица) должен, видимо, работать с особенно недовольными гражданами.

…6.45 утра. Первый адрес — в районе Соколиная Гора, обычная хрущевка. В нужной квартире живет должник-заяц 24 лет от роду, который успел накатать на 21 тысячу рублей — девять раз попался контролерам с чужим проездным (штраф за это 2500 рублей, за обычный безбилетный проезд — 1000 рублей).

— Добрый день. Служба судебных приставов. Иванов Иван здесь живет? — строго спрашивает Игорь. К нам выходит дама лет сорока с сальной копной волос.

— Нет его. Не знаю, где он. Это мой сын. А чё случилось-то? — совершенно безучастно отвечает женщина.

— Штрафы у него неоплаченные...

— А потому что его на работу не берут! — говорит она так, будто это именно мы должны платить ее сыну зарплату. — Он по моей карте и ездит! Да знаю я, сколько он нарушил. Штрафы погашать? А чем? Возьмите его двор хотя бы подметать! Он по своей дурости и доброте взял у мальчика куртку, на следующий день вернул, а папа мальчика написал заявление. И на моем сыне теперь висит кража! А вы тут со своими штрафами! Ой, прям он нарушитель такой! Не обеднеет наше идиотское государство...

Фото: Наталия Губернаторова

Задача приставов и сотрудников «Организатора перевозок» — вручить постановление, квитанцию об оплате и при необходимости (если сумма больше 3000 рублей) арестовать имущество. Не в прямом смысле. Вещи остаются у должника на хранении: если через 10 дней он так и не погасит свой штраф, все уйдет с молотка. К слову, жизненно важную технику — холодильник или стиральную машину — арестовывать не будут, а вот телефон или ноутбук — запросто.

Условно всех матерых безбилетников можно разделить на две группы: студенты из совершенно нормальных семей, которым родители дают деньги на карманные расходы. Но деньги уходят на что-то другое. Узнав о проступке своего чада, родители делают круглые испуганные глаза и готовы тут же оплатить набежавший штраф. Вторая категория — люди сложной судьбы. Любители прикладываться к бутылке, граждане, живущие бедно, и просто маргинальные личности.

— Нет, нападений на нас — вот я год работаю — не было, — говорит Кирилл. — Пьяные бывают. Вот мы к ним пришли, они уже были выпившие, а к ним еще гость заглянул с трясущимися руками для опохмела. Должник начал расписываться, потом бросил: «Да пошло оно все»...

...В двух квартирах нам не открыли дверь — положили документы должникам в почтовый ящик. Хотя было бы интересно посмотреть на безбилетников из одной — там отец и сын попались с чужой социальной картой.

— У меня был случай, когда штрафы пришли сразу на трех человек — брата, сестру и маму, — рассказывает Кирилл. — Взяли, видимо, социальную карту у бабушки. Социальная семья...

Дом 30/8, бледно-зеленого цвета на проспекте Буденного с эркерами выглядел белой вороной среди типичных хрущевок. Уже у выхода из квартиры ловим мужчину лет 30 с овчаркой.

— Петров Павел? Штраф тут у вас за безбилетный проезд, — говорит пристав. Мужчина только удивленно смотрит. За его спиной появляется женщина в шортах и футболке — то ли мать, то ли жена.

— Да у него с башкой не в порядке, — вот так запросто сдала она должника. — Он только из больницы вышел, еще на дневной стационар ходит.

— Я инвалид, — тут же поддакнул ей мужчина. Штраф у него набежал на 10 тысяч рублей.

Он рассказывает, что пенсию получит только второго числа, что она у него всего 17 тысяч рублей и отдать штраф разом будет сложно. С другой стороны, подначивала его спутница, лучше и сразу, потому как вариант удерживать из пенсии каждый месяц хоть по тысяче, хоть по две тоже не очень хороший. Потом заяц начал требовать заменить штраф общественными работами, на что дама обреченно вздохнула: «Какие тебе общественные работы...»

За безбилетный проезд могут арестовать телефон. Фото: Наталия Губернаторова

3-я улица Соколиной Горы. Трехэтажный домик — видно, что с историей: может, бывшее рабочее общежитие. В нужной квартире долго лает собака. После пяти минут ее криков дверь открывает заспанный парень. Оказалось, что мы пришли к его другу. Штраф у того — около 6 тысяч рублей. Парень реагирует равнодушно.

— Нам придется арестовать ваше имущество, — говорит Игорь. — Есть у вас что-нибудь? Телефон например.

Должник уходит в другую комнату. На стене в коридоре растянута надпись: «Спасибо за дочь». В углу стоит нераспакованная коляска.

— Вот держите, — парень спокойно отдает телефон. Не «яблочный», конечно, просто хороший смартфон. Игорь фотографирует его со всех сторон. Парень тем временем потягивается в коридоре, что-то ищет... Мы с фотографом расписываемся в документах — при аресте должно быть двое понятых.

— Оплатите побыстрее штраф, а то сумма вырастет, а телефон уйдет с торгов, — говорит напутственно Кирилл должнику. Тот кивает так же сонно и безучастно, закрывая дверь. Понял ли парень, что произошло? Пользоваться вещами после ареста заяц не может: вдруг сломает что или испортит — тогда уже их не продашь. Ответственность за порчу арестованного имущества вплоть до уголовной — «присесть» можно и на два года.

По данным ГКУ «Организатор перевозок» за 2017 год, пять самых злостных нарушителей накопили штрафов на 112,5 тысячи рублей. Первое место в рейтинге — 33 тысячи рублей, второе — 22 тысячи рублей, третье — 21,5 тысячи рублей. Четверо из нарушителей систематически катались без билетов, а одна женщина 11 раз попалась с чужой социальной картой.

— За 2017 год зафиксировано более 300 тысяч нарушений правил оплаты проезда. Больше 60% штрафов выписано мужчинам, 51% всех нарушителей — люди в возрасте от 18 до 30 лет. На оплату штрафа пассажирам дается 60 дней, после чего суммы принудительно взыскиваются судебными приставами, — рассказали «МК» в пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок».

— Люди действительно оплачивают штрафы, — говорит Кирилл. — И даже когда мы кидаем бумаги в почтовые ящики, а не отдаем лично в руки. С января по март мой отдел занимался 57 должниками. Они уже оплатили штрафы на 77 тысяч рублей.

…В Москве 9.00. У Ильи, Игоря и Кирилла продолжается рабочий день. Доброе утро, столица.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах