Первые значки появились на специальных стойках в подземке 26 февраля. Получить их можно без проблем: ни справку о беременности, ни выдающийся живот иметь не надо. Верят на слово и отдают красную брошку без вопросов. Сделана она в стилистике московского метро, а надпись (к слову, довольно мелкая) гласит: «Спасибо, что уступили место будущей маме». Беру значок, тут же прицепляю его на куртку, на самое видное место, и спускаюсь вниз.
…18.00, преддверие часа пик. Поезда в сторону «Беговой» отходят полные, сидячих мест нет. Протискиваюсь в вагон и повисаю над спящим мужчиной. Ярко-красный значок на темно-синей куртке не заметить невозможно. Однако выбранная жертва отлынивает от своих джентльменских обязанностей и продолжает усердно спать. Покашляла, покряхтела — ноль внимания, фунт презрения. Народ заходит на станции, вагон значительно утрамбовывается. Сидящие по бокам от мужчины дамы почти пенсионного возраста то ли не видят надпись, то ли не хотят ее видеть: посмотрят украдкой, как-то недобро, и отвернутся. Тяжелая артиллерия, настала твое время! Поезд трогается, я театрально задеваю мужчину ногой. Не сильно, но уверенно. Герой просыпается, поднимает на меня глаза. Буря, искра, безумие. Щурится на значок. Потом на живот — а живота-то нет! Пытаюсь исправить ситуацию: усиленно зеленею, бледнею, вздыхаю. В общем, демонстрирую все прелести беременной жизни. Мужчина актерскую игру оценил: закрыл глаза и со спокойной совестью продолжил спать. В этом вагоне мне ловить нечего.
В следующий поезд я зашла подготовленная: запихнула в карманы варежки, практически беременела на глазах. Значок перевесила чуть ниже — вдруг надпись просто не могут прочитать? Увы и ах: ни мужчины, ни девушки даже не попытались встать. Смотрели с любопытством и каким-то недоверием: все-таки у нас привыкли уступать место дамам с сильно выдающимся животом. За полчаса поездки я уже отчаялась: и поясница заныла, и ноги заболели. В общем, окончательно вошла в роль. Последняя попытка: встаю прямо над сидящим парнем лет 30. Не спит и даже не пялится в телефон — вот он, шанс! Первой значок замечает женщина лет 50 по соседству — читает-читает, потом поджимает губы и толкает сидящего парня локтем: мол, вставай, милок.
— Девушка, присаживайтесь! — вскакивая, он успевает пробежаться глазами по эмблеме у меня на куртке. Победа, цель достигнута, работает значок-то. С благодарной улыбкой смотрю на даму и, чтобы отключиться, пытаюсь подключиться к wi-fi. Иногда кажется, что тебя снимают в каком-то нелепом комедийном сериале, эдакое шоу Трумана российского разлива. По закону подлости на экране вместо безобидной рекламы йогурта или мобильного оператора возникает реклама презервативов. Парень, девушка, совершенно определенные взгляды. Краем глаза смотрю на спасшую меня соседку: в глазах ее читается ехидное: «поздно...»
Итог неутешителен: получасовое путешествие в метро в час пик — и всего один сознательный мужчина. Значок пассажиры точно видели, но желаемого эффекта он почему-то не достиг. Может, из-за странного дизайна? Шрифт маленький, плохо читаемый издалека. Картинка рядом — концептуальная, но понятная не с первого раза.
— Мне не нравится иконка: не сразу считывается, что это женщина, и беременная женщина, — считает дизайнер Александр Котт. — Это становится понятно только из текста, которого в принципе уже достаточно в сочетании с логотипами внизу. Нужно либо сделать текст и логотипы крупнее, убрав пиктограмму, либо увеличить ее и поставить в середине, а текст внизу, но без логотипов.
Другой дизайнер, Илья Юдин, рассказал «МК», что логотип с девушкой вообще неоригинален: это слегка переработанная иллюстрация, часто встречающаяся в Интернете. «МК» нашел этот рисунок: действительно, изображения почти идентичные.
— Для начала хотелось бы выяснить посыл авторов значка — то ли он должен однозначно указывать, что эта вот дама беременна и хочет, чтобы ей уступили место, то ли он сам является наградой для галантного пассажира, уже место уступившего, — считает Юдин. — Тогда он или не нужен — беременные на больших месяцах и так видны всем, или таких значков надо выдавать сразу целую горсть. Еще вопрос, где носить его, — наверно, на животе, вместо средней пуговицы, иначе сидящий пассажир вряд ли его заметит. Возможно, стоило бы выпустить чехол или наклейку для задней крышки телефона?
Психолог Анастасия Александрова также отметила: надпись будет непонятна пассажирам.
— Представьте, люди едут с работы, уставшие, вокруг информационный шум, — объясняет эксперт. — Информация должна быть максимально доступна, понятна и проста для восприятия. Плюс в этом случае сработал бы скорее указательный посыл: «Уступите, пожалуйста, место беременной девушке!» Человеку понятно, какого действия от него ждут.
Конечно, инициатива столичного метро отличная. Тем более подобные идеи уже воплощены в жизнь: в Японии есть «Знак материнства» (его можно повесить на одежду или сумку), в Англии — значок «Ребенок на борту». Правда, наказания за игнорирование такой эмблемы нет: видимо, подстегнуть совесть рублем все-таки нужно.