19 февраля в Москве открылся IV городской форум кадетского образования «Честь имею служить Отчизне!». Насколько за последние годы повысился статус кадетского образования — видно и по месту церемонии (она прошла в Кремлевском дворце), и по ее рангу: открывал форум лично мэр Москвы Сергей Собянин. Среднее образование с военным уклоном стало одним из популярных школьных направлений — и его качество растет вместе с другими видами образования.
Несмотря на то что кадетские классы функционируют уже в 168 общеобразовательных школах Москвы (не считая специализированных заведений — таких как суворовское училище и кадетские корпуса), конкурс в эти классы в последние годы составляет более трех человек на место. А это означает, что помимо красивой формы и патриотического содержания в кадетском образовании есть что-то, что сильно привлекает ребят и их родителей.
Имя и традиции
— Московские кадеты — наследники действительно богатых традиций кадетского движения нашей страны, — сказал в своем приветственном слове Сергей Собянин. — Москва помнит имена выдающихся воспитанников кадетских корпусов, вписавших свои имена в историю нашей Отчизны. Среди них фельдмаршал Михаил Кутузов, адмирал Федор Ушаков, первый летчик-ас Петр Нестеров и генерал Дмитрий Карбышев.
Действительно, слово «кадет» пока еще больше связано с историческими кадетскими корпусами и их курсантами. Само это название, как и тип закрытого военного среднего учебного заведения, — родом из Пруссии XVII века, в следующем же столетии корпуса — с подачи фаворита Анны Иоанновны, фельдмаршала Миниха, — прижились и в Российской империи. Принимали в кадетские корпуса (они были разного профиля — инженерные, морские и так далее) дворянских детей, выпускали офицеров.
— Я была инициатором кадетского движения четыре года назад, — рассказывает Надежда Перфилова, депутат Мосгордумы и директор школы №2098. — У меня эта идея появилась тогда, когда родители школьников весной начали подходить ко мне и забирать медицинские карты и копии личных дел. Оказалось, что дети стали убегать в кадетские корпуса. Поэтому пришла идея в школах организовать такие классы.
Сейчас в Москве насчитывается 12,5 тысячи кадетов в профильных классах, а вместе с курсантами училищ и корпусов в Москве насчитывается 15 тысяч кадетов. В прошлом, 2017 году свыше 90% выпускников кадетских классов и учреждений поступили в высшие учебные заведения, из них более 65% — в вузы Министерства обороны и других силовых министерств и ведомств России.
Хорошие и разные
Кадетское образование — это лишь один из элементов московской школьной системы, которая за последние годы стала мощнее и разнообразнее. Так, по словам главы московского правительства, качество московского образования по основным параметрам за несколько лет улучшилось практически вдвое. «Почти на 50 процентов увеличилось количество дошкольников, на четверть — число школьников, — заметил Сергей Собянин. — Исчезли очереди, которые были в прежние годы и составляли десятки тысяч людей, которые не могли попасть в дошкольные учреждения. За эти годы было построено около 300 образовательных учреждений».
Сейчас сеть образовательных организаций столицы состоит из 587 крупных многопрофильных учреждений и 53 колледжей. В них учатся свыше 1,4 миллиона человек — на 30 процентов больше, чем в 2010/2011 учебном году.
Несмотря на кампанию по укрупнению школ, директора и педагоги научились поддерживать множество направлений и профилей в рамках одного и того же учебного заведения. Это делает многообразное образование более доступным, отметил градоначальник. На очереди еще одна сложная задача: дальнейшее совершенствование качества образования.
— Это должны выполнять «Московская электронная школа», предпрофессиональное образование, интеграция различных уровней образования: начиная от детского дошкольного, заканчивая профессиональным университетским, — отметил Сергей Собянин.
Для всех и одного
Еще один успешный школьный проект последних лет — инклюзия: обучение детей с инвалидностью в общем потоке. По данным главы Департамента образования Москвы Исаака Калины, в образовательных организациях Москвы учатся более 20 тысяч детей с инвалидностью, 11 тысяч из них — инклюзивно. При этом такие ученики показывают хорошие результаты, заявил Калина. Например, учащийся школы для слепых выиграл олимпиаду по химии и войдет в состав городской сборной на всероссийской олимпиаде.
Возможность инклюзии продолжается и в среднем специальном образовании. В колледжах Москвы, утверждают в Департаменте образования, созданы все условия, чтобы студенты с ограниченными возможностями здоровья могли получить профессию по всем специальностям, по которым разрешено их обучение.
При этом коррекционные школы в столице сохраняются. «Более того, мы усилим их материальную базу, обеспечение электронными средствами образования, — рассказывает мэр Москвы Сергей Собянин. — Но надо делать акценты правильно, учитывать, что мы не только даем возможность инклюзивного образования, но и сохраняем возможность посещения специализированных школ».
Заявка на лидерство
О том, что уровень образования юных москвичей заметно растет, свидетельствуют и результаты ЕГЭ, и олимпиады, и международные тесты. Так, в 2017 году 17,3 тысячи школьников набрали 220 баллов и более по трем предметам (6,8 тысячи — в 2010‑м). Из них 220–249 баллов заработали 9,7 тысячи человек (5,3 тысячи — в 2010‑м), а 250 баллов и более — 7,6 тысячи (1,5 тысячи — в 2010‑м).
Растет и количество московских школ, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Всего в прошлом учебном году победителями заключительного этапа стали 167 ребят, а призерами — 650. В 2010‑м их было 76 и 202 соответственно.
Успехи столичного образования подтверждает международное исследование PIRLS: по уровню читательской грамотности московские четвероклассники — лучшие в мире. В исследовании 2016 года приняли участие более 200 тысяч школьников из 50 стран мира, в том числе 4289 учащихся 150 школ Москвы.
Можно констатировать: московская система образования с честью выходит из зоны турбулентности, естественным образом сложившейся в ходе перманентной школьной реформы. Новая стабильность — высокотехнологичная, укрупненная, но разнопрофильная, с акцентом на профессиональное образование и хай-тек — показывает себя вполне конкурентоспособной. И патриотическая составляющая в виде кадетских учебных заведений и классов выглядит в этой панораме вполне органично.