МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Уроки астрономии в столичной школе: космически интересно и современно

Если звезды зажигаются, ученикам это нужно

Самый романтичный предмет — астрономия — с 2018 года вернулся в московские школы. Преподаватели задаются вопросом: как лучше подать детям материал о космосе? В школе №2030 решили отойти от традиций: на уроках ребята делают планеты, собирают луноходы, смотрят на звезды в собственном планетарии. Преподаватели с помощью технологий Московской электронной школы и Курчатовского проекта хотят показать, что астрономия не оторванный от земного мира предмет и связана со многими дисциплинами.

Фото: Евгений Семенов

В руках у ученицы 4‑го класса Алины Касимовой — планета Уран. Девочка рассказывает своему однокласснику, какая на Уране температура, из чего состоит ядро и когда к ней подлетал «Вояджер‑2».

— На этой планете есть лед и камень, — Алина открывает пенопластовый шар, внутри которого оказывается фиолетовый песок. — И когда они соединились, ядро потухло...

Рядом стоят группы ребят со своими планетами в руках: красным Марсом, бледно-оранжевым, обитым ватой Юпитером, Сатурном с кольцами из картона... Так выглядит урок астрономии в рамках предмета «окружающий мир» в школе №2030. Что может быть нагляднее для детей, чем возможность не просто увидеть планеты на экране, а потрогать их и даже сделать самим?

— Дети с детского сада интересуются Солнечной системой, планетами, — считает директор школы Наталья Рябкова. — Спрашивают, что такое Луна, что такое Солнце, как устроена наша Вселенная. И на все эти вопросы мы стараемся ответить в рамках наших предметов: окружающего мира, технологии, географии и непосредственно астрономии. Ведь астрономия — это не только предмет для старших классов. Элементы астрономии проходят через все образование, они есть и в начальной, и в средней школе. И мы даем детям возможность через проектную деятельность изучать законы Вселенной.

Например, эти дети уже в 4‑м классе в рамках Курчатовского проекта изучают планеты Солнечной системы, участвуют в конференциях и даже собирают из конструктора космические корабли.

В школе №2030 постарались, если говорить языком отчетов, вывести изучение предмета на новый уровень. В жизни это выглядит намного увлекательнее: в одном из коридоров школы стоит конструкция, похожая на шатер. Внутри — настоящий космос, точнее — кино про него. Вместо обычного урока за партами ученики 10‑го класса лежат на полу настоящего планетария и смотрят на звезды...

— Планетарий был реализован Фондом технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий» совместно со школой, — рассказывает директор фонда Антон Бордин. — Он вмещает 25 человек, дети могут смотреть фильмы, изучать астрономию и вообще понимать, что астрономия — это не занудно.

В школе постоянно открыт планетарий. Ученики могут прийти в него на перемене, малыши смотрят мультфильмы о космосе, старшеклассники — научное кино.

— Спрос на этот планетарий среди наших учеников огромный, — рассказывает, на минутку оторвавшись от урока, Валерий Безверхий. — Урок наглядный и интересный, плюс это здорово для сознания — ребенок развивается, восприятие другое.

Планетарий пользуется огромной популярностью среди учеников. Фото: Евгений Семенов

Сразу и не распознаешь, но рядом с планетарием, прямо в коридоре, проходил еще один урок.

— Ты какие туда данные ввел, он не доедет до точки! — четверо парней склонились над небольшим ноутбуком. На столе перед ними происходит не абы что, а настоящая погрузка важного контейнера на луноход прямо на поверхности спутника Земли. Вот только одна проблема — собранная из конструктора машина никак не хочет точно доезжать до нужного места. Сейчас идет урок технологии.

— Это не просто игра, это то, чем дети могут заниматься, когда вырастут, — объясняет Бордин. — Насколько я знаю, в следующем году запускается лунная программа, и вот дети по аналогии с помощью конструктора «Космическая одиссея» двигают луноходы и запускают ракеты.

Все происходящее больше похоже на игру, но только особенную: чтобы в ней участвовать, нужно знать программирование, физику, астрономию — работать на стыке сразу нескольких предметов.

К слову о междисциплинарных знаниях: в школе №2030 есть конвергентная лаборатория, где собрано оборудование для физики, химии, биологии и географии. При чем тут, казалось бы, астрономия?

— А теперь давайте переместимся на Венеру, — учитель Антон Рыженков стучит пару секунд по клавиатуре, и на экране перед детьми возникает большая желтая планета. Пятиклашки как завороженные смотрят на экран, а на столе перед ними стоят разноцветные шарики на ножках — модели планет Солнечной системы. Пока учитель рассказывает о Венере, некоторые украдкой поглядывают на телескоп, стоящий неподалеку.

— Это настоящий телескоп, — рассказывает заместитель директора по содержанию и образованию Лариса Амелина. — Он программируется и может передавать данные компьютеру. Весной и осенью мы выносим его во двор и проводим уроки астрономии на улице.

В лаборатории есть и 3D‑принтер (дети могут сами напечатать модели планет), и метеостанция, которая передает влажность, силу ветра и другие параметры. Работать в такой лаборатории может любой педагог как с малышами, так и со старшеклассниками.

Еще один незаменимый помощник и педагогов, и учеников — проект «Московская электронная школа». Одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся к ЕГЭ, и им важно, чтобы информация подавалась четко, ясно и наглядно. В классе, куда мы заходим, идет урок уже самой настоящей астрономии. Будущие выпускники смотрят на экране короткий фильм о звездах и их происхождении. Тут же кино сменяется таблицей: ученик выходит к такой современной доске и легким движением руки по сенсорной поверхности заполняет пустые ячейки.

— В «Московскую электронную школу» входят интерактивная панель, компьютер учителя, техника для Wi-Fi и планшеты или другие гаджеты для учеников, — рассказывает Амелина. — По сути, учитель работает сразу с несколькими пространствами: на его компьютере одна информация — подсказки для урока, а дети видят на большом экране другую информацию. Педагог может легко переключаться на другую страницу, потом вернуться: ему не надо ничего стирать с доски.

В школе №2030 29 таких классов-помощников. Учителя уже успели по достоинству оценить роль высоких технологий в обучении.

— Все мы живые люди, я могу заболеть, например, — говорит преподаватель физики Наталья Шудрик. — Но при этом я свяжусь с другим учителем, он откроет в библиотеке «Московской электронной школы» мой конспект и просто продолжит урок.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах