Точное количество москвичей, голосующих из дома, будет известно 17 марта 2018 года, по состоянию на 18.00. Тогда же эти данные будут опубликованы в электронном периодическом издании «Вестник Московской городской избирательной комиссии» и размещены на информационных стендах в помещении каждой участковой комиссии.
Это одна из принятых мер по обеспечению независимого голосования на дому. Наблюдателям на участках будет предоставлена возможность ознакомиться с реестром заявлений и самими заявлениями о голосовании на дому.
— Может увеличиться количество голосующих на дому, это могут быть престарелые родители, которые приезжают к детям в Москву из других регионов. По закону они могут голосовать по месту пребывания. Мы говорили о том, что необходимо выделить дополнительный автотранспорт для организации их голосования, обеспечить надомников информационными материалами о кандидатах, — заявил председатель МГИК Валентин Горбунов.
По его словам, в целях обеспечения общественного контроля выезд групп для проведения голосования на дому будет строго регламентирован. Время выезда и состав группы будут известны заранее.
— Я хочу напомнить об опыте выборов 2014 года, когда для голосующих на дому были сделаны уменьшенные плакаты с информацией по всем кандидатам. Это очень хорошая практика, и обязательно для надомников нужно сделать такие плакаты, чтобы они, как и все остальные избиратели, имели полную информацию о выборах, — отметила Елена Морозова, представитель кандидата от партии «Яблоко» Григория Явлинского.
Действительно, плакаты с официальной информацией будут выданы членам УИК, которые отправятся к надомникам, — во избежание недоразумений.
— Все основные проблемы этой процедуры были отработаны еще в 2014 году, после выборов мэра. Судя по всему, члены УИК знают, как работать, потому что после 2013 года был минимум жалоб на голосование на дому. На голосовании в Госдуму было 3 жалобы на 85 тысяч человек. Но меня впервые забеспокоило, что переносные урны, оказывается, могут не доходить до людей, которые написали заявление о голосовании на дому. И мы это возьмем на контроль. Мы сейчас сориентируем наблюдателей от нашего штаба на «узкие» места: вот урну не доставили, вот военнослужащие пришли, — отметил Алексей Венедиктов, руководитель рабочей группы по формированию Общественного штаба по наблюдению и контролю за проведением выборов Президента РФ.
Одна из потенциальных проблем при проведении надомного голосования — нехватка транспорта для перевозки урн и членов группы от избирательной комиссии. Согласно рекомендациям ЦИК России, автомобили для передвижения предоставляются только четверым членам выездной группы — остальные должны, как считается, добираться до избирателей самостоятельно. Поскольку этого количества может не хватить, уже оформлено обращение к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой выделить необходимое количество резервных автомобилей для предоставления в УИК по соответствующему запросу.
— Москва уделяет огромное внимание подготовке выборов, и я не припомню, чтобы другие регионы проводили такие «круглые столы» с подробным анализом возможных сложностей при голосовании и наблюдении. Нужно составить памятку для голосующих на дому, где указать, как вызвать к себе комиссию для голосования вне помещения; куда звонить, если на него оказывают давление; где получить информацию о кандидатах; как сменить избирательный участок и так далее, — добавил Григорий Мельконьянц, сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос».
Что же касается избирателей в местах временного пребывания (например, в больницах), то им обещают предоставить организацию голосования так, чтобы были соблюдены права на неприкосновенность их личной жизни, врачебную тайну и иные личные права. Поэтому все наблюдатели и представители СМИ, которые будут работать на таких участках, обязаны подписать документ о неразглашении сведений, ставших известными во время нахождения в организации и составляющих врачебную тайну.
— Я как руководитель крупного психиатрического учреждения должен сказать, что наши пациенты находятся в таком же правовом поле, как и все остальные граждане. Но нужно понимать их особую чувствительность к посторонним взглядам, к фотографированию, к сохранению врачебной тайны об их пребывании в больнице. Поэтому просьба к наблюдателям и СМИ учитывать особую чувствительность наших пациентов, — заметил Георгий Костюк, главврач психиатрической больницы №1 им. Н.А.Алексеева.
Солидарны с коллегой другие медики: они упомянули и о прочих проблемах, которые часто сопровождают «больничное» голосование.
— У меня в учреждении три избирательные комиссии. Я хочу сказать, что специфика медучреждений в том, что не все пациенты могут прийти в комиссию, и мы просим увеличить число выносных урн для лежачих больных. И что касается наблюдателей: я как главврач не допускаю для наблюдения тех, кто придет с ОРВИ. У меня двести рожениц и двести грудничков, и если он пойдет с нами по палатам, он всех перезаражает. У меня просьба к избирательным штабам не наказывать наблюдателей, которые не допущены из-за насморка, или вовсе не присылать таких в больницы, — объяснил Олег Латышкевич, главврач «Центра планирования семьи и репродукции».