МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Владимир Ресин: «Проблему обманутых дольщиков решать надо прямо сейчас»

Депутат Государственной Думы рассказал в интервью «МК» об актуальных задачах строительной политики

Для тех, кто интересуется темой строительства в Москве, Владимир Ресин не нуждается в представлении. Бывший глава Стройкомплекса Москвы, а ныне депутат Госдумы — один из авторов принятого в этом году Закона «О реновации». Кроме того, именно Владимир Ресин возглавил созданный в Госдуме при Комитете по транспорту и строительству Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства.

В интервью «МК» Владимир Иосифович подробно рассказал как о проблемах дольщиков, которые сейчас решаются в стране на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, так и о других вопросах московского градостроительства.

Фото: Геннадий Черкасов

— Почему было принято решение в перспективе отказаться от долевого строительства в целом?

— Разработать меры по поэтапному замещению долевого строительства банковским кредитованием и другими источниками финансирования поручил Президент России Владимир Путин. Такая стратегия поможет нам избавиться от такого явления, как обманутые дольщики.

Дело в том, что в условиях экономического кризиса именно стройка всегда одной из первых испытывает отток инвестиций и падение деловой активности. Отсюда множество проблемных объектов и банкротства компаний, занимавшихся строительством жилья на привлеченные средства граждан.

В связи со снижением инфляции до уровня, позволяющего говорить о возможности установления кредитных ставок на уровне 6–8%, мы можем начать поиск новых механизмов фондирования строительства жилья, которые сочетали бы доступность для строителей и снятие рисков потери инвестиций для граждан.

— Для большинства покупателей жилья главный вопрос простой: повысится ли стоимость новостроек после отмены долевого строительства?

— Решения, принятые с целью эффективного управления рисками и повышения ответственности застройщиков, разумеется, были непросто восприняты рынком. Однако социальная значимость решения проблемы дольщиков определила приоритеты государственной политики. В этой связи следует ожидать существенного сокращения запуска новых проектов долевого строительства, однако это вряд ли приведет к скачку цен.

Дело в том, что реформа отрасли проходит на фоне рекордно низкого спроса и некоторого затоваривания рынка предложением объектов, заложенных еще в докризисное время. Тем не менее прежде всего в регионах сокращение предложения может быть значительным. Эта ситуация при возврате экономики к росту создаст основания для возможного роста цен, однако в случае наличия сформированного предложения от банков, фондов, иных квалифицированных инвесторов, принимающих на себя риски, этот рост будет быстро стабилизирован новым предложением.

— Обращаются ли в вашу общественную приемную обманутые дольщики? Как вообще обстоят с этим дела в Москве? Сколько осталось проблемных объектов?

— Конечно, обращаются. И в Госдуму, и в адрес моей электронной приемной приходит большое количество разнообразных обращений, в том числе касающихся тем дольщиков. Кроме того, я возглавляю рабочую группу по защите прав дольщиков в Москве. В соответствии с поручением президента страны, касающимся защиты прав граждан-соинвесторов долевого строительства, «Единая Россия» плотно занимается проблемой всех российских дольщиков и уполномочила меня детально разобраться по имеющимся в Москве незавершенным объектам долевого строительства, усилить контроль и ускорить темпы достройки проблемных объектов в столичном регионе.

На сегодня это 34 проблемных объекта на территории Москвы. В том числе 11 из них — в Новой Москве. При этом по 23 объектам предусматривается завершение строительства (из них 5 объектов достроят прежние застройщики, по 16 строительство предусмотрено с привлечением новых инвесторов, в том числе в рамках процедуры банкротства, 2 объекта будут построены за счет средств городского бюджета). По 11 объектам строительство невозможно, и таким гражданам либо предоставляем квартиры из казны города, либо выплачивается материальная компенсация за счет инвестора.

При этом наша задача — большинство объектов сдать все-таки в 2018 году. Меньшая часть, порядка 20% от всего объема, может перейти на 2019 год.

— Недавно в Госдуму внесен новый законопроект по теме долевого строительства — причем инициировал его спикер Думы Вячеслав Володин. Как это соотносится с тем, что по поручению президента взят курс на ликвидацию этого вида строительства?

— К замещению долевого строительства мы придем не вдруг и не в ближайшие полгода. Тем временем проблему обманутых дольщиков решать надо прямо сейчас. Ее острота сгладилась, но все же в регионах вновь и вновь продолжают возникать недостроенные дома. В региональных официальных планах достройки значатся 830 брошенных объектов и около 38 тысяч человек, не дождавшихся квартир. Но по факту пострадавших значительно больше. По подсчетам рабочей группы «Единой России» по защите прав дольщиков, примерно 130 тысяч человек. Этим людям нужно как-то компенсировать потери. И сколько бы ни было пострадавших, проблему нужно решить раз и навсегда и не допускать ее возникновения в будущем.

Новый документ возлагает ответственность за срыв строек на владельцев, акционеров — собственников строительных компаний. Также вводятся требования по контролю за текущим финансовым состоянием строительных компаний. Вводится также наказание для госчиновников, которые выдают разрешение на ввод незавершенных объектов в эксплуатацию. Должностных лиц, которые не предоставят сведения в Единую информационную систему жилищного строительства, оштрафуют. Этот законопроект должен полностью остановить самовольное распоряжение деньгами дольщиков.

— Вы один из авторов Закона «О реновации» и одновременно — автор предыдущей программы сноса московских пятиэтажек, завершающейся к концу этого года. Как вы оцениваете — насколько сейчас нужна городу программа реновации?

— Эта программа не просто нужна — она крайне необходима городу. И прежде всего самим москвичам: ведь у них появляется возможность за счет города улучшить свои жилищные условия, а такая возможность выпадает нечасто!

Еще когда я был председателем Мосстройкомитета — в начале 90-х годов, — специалистам уже было тревожно за состояние хрущевок, за физический износ их конструктива. Снос ветхих домов первого периода индустриального домостроения (в народе — хрущевок) также был очень важной, социально значимой для города программой. Ее первая волна официально стартовала в Москве в нулевых годах. На тот момент насчитали 1722 дома, подлежащих сносу.

Надо, правда, сказать, что первую попытку решить вопрос с пятиэтажками предпринял Михаил Горбачев, еще в СССР. Тогда у всех на слуху был девиз: «Каждой советской семье — отдельную квартиру». Развал Советского Союза старту программы, как вы понимаете, не способствовал. Во второй раз в Москве вернулись к теме сноса при Юрии Михайловиче Лужкове, в начале 90-х годов. Тогда, при переходе на рыночные рельсы, Москве нужно было сохранить свой ресурсный, промышленный и кадровый потенциал. Средств в бюджете не было вообще.

Надо было предложить четкий работающий механизм не только по привлечению средств под такое строительство, но и по выполнению городом перед москвичами обязательств по переселению. Такой механизм был предложен — волновое переселение. То есть на месте снесенной пятиэтажки строился высотный дом, куда переселяли жителей близлежащих хрущевок. Таким образом, строители высвобождали территорию под новое строительство. Но главный вопрос: откуда деньги? Нашли решение — строить дома по инвестконтрактам. Квартиры в построенном доме распределялись следующим образом: часть передавалась городу, часть оставалась за инвестором. Такой механизм устраивал всех.

Мы планировали закончить программу к 2010 году. Но грянул финансовый кризис. В 2010-м свыше 1350 с небольшим ветхих пятиэтажек уже были снесены, а люди получили комфортное современное жилье. Оставшиеся 370 с лишним ветхих домов пришлось расселять городу еще в течение 7 лет. Начиная с 2010 года этой программой уже занимается Марат Хуснуллин. Осталось всего 36 домов, и программа будет завершена полностью.

— Еще одна крупная программа, которую вы курируете, — строительство храмов шаговой доступности в российской столице. Она идет уже не первый год. Вначале говорилось о строительстве церквей вместимостью 200–300 прихожан. Сегодня речь идет уже о том, чтобы строить храмы вместимостью не менее 500 человек, а лучше на 1000. Что это — гигантомания или свидетельство того, что количество прихожан растет?

— Прежде всего это решение патриарха продиктовано растущей потребностью москвичей. А также нам приходится учитывать и экономику строительства в столице. В этом году мы окончательно убедились, что оптимально строить храмы вместимостью не менее 500 человек. Мое личное мнение — даже на 1000 человек. А проекты меньшей вместимости могут быть использованы при возведении храмов в регионах нашей страны. Эти проекты уже проверены на практике, доработаны с учетом замечаний и переданы в дар РПЦ. Работа с проектами ведется масштабная. Сегодня мы совместно с РПЦ активно формируем Единую базу проектов для многократного применения. Ежегодно РПЦ проводит конкурс на лучший проект современного церковного зодчества.

— Недавно в Отрадном был заложен первый в Москве буддийский храм. Как вы относитесь к строительству в городе культовых сооружений других конфессий — мечетей, дацанов, костелов? Нужны ли они городу?

— Городу нужно то, что нужно его жителям. Необходимость, спрос создают сами люди. Наша программа — лишь ответ на потребности населения. Если наберется достаточно активных инициаторов строительства, то, значит, город в них нуждается. Значит, будем строить.

Я уважительно отношусь ко всем религиям и считаю, что верующие должны иметь возможность нормально собираться в своих религиозных центрах. Но не нужно забывать о том, что почти в 13-миллионной Москве 80% жителей считают себя православными. Эти цифры учитываются сегодня в расчетах востребованности храмов.

— На взгляд человека, всю свою жизнь посвятившего строительству, как изменилась градостроительная политика в столице? Вам нравится, как меняется наш город?

— Я в Москве работаю с середины 60-х — более 50 лет в строительстве. Тогда, полвека назад, невозможно было предсказать, какой именно станет наша столица сегодня. Нужно было решать жилищную проблему, укреплять социальную политику города. Благодаря работе того Стройкомплекса Москвы острота жилищного и социального вопросов в столице была снята. Зато появились другие вызовы — дорожно-транспортная проблема.

Я вижу мощное перспективное формирование жилых и рабочих кластеров, реновацию жилых кварталов, обустройство городского пространства для людей с ограниченными возможностями, расширение линий метрополитена. Ведь нашему мегаполису необходимо комплексное развитие, опирающееся на создание такой транспортной инфраструктуры, чтобы она поддерживала и обеспечивала комфорт проживания и потребности все растущего числа горожан. Нам нельзя забывать: Москва увеличилась вдвое, а значит, необходимо всю инфраструктуру Новой Москвы подтянуть под общестоличный стандарт доступности и комфорта уровня жизни ее граждан.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах