МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Столичное образование заканчивает 2017-й с отличными отметками

Современная московская школа может найти и раскрыть талант в каждом ребенке!

21 декабря глава столичного Департамента образования Исаак Калина подвел итоги 2017 года. Результаты оказались феерическими: четвероклассники получили лучшие в мире оценки при международном тестировании навыков чтения по методике PIRLS; представители системы профтехобразования захватили ведущие позиции по количеству наград в общероссийском командном зачете на чемпионате мира «ВорлдСкиллз» в Абу-Даби; из года в год растет число высокобалльников ЕГЭ и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Но совершенствоваться должны даже лучшие из лучших. Что именно предстоит сделать в столичном образовании в первую очередь, выяснил «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

Второй год подряд мэр Москвы Сергей Собянин награждает победителей международных олимпиад специальными грантами мэра. Завоевавшим «золото» достается грант в 1 миллион рублей, «серебро» — 500 тысяч рублей, и «бронзу» — 250 тысяч. В 2017 году из 38 медалей на международных олимпиадах 19 досталось столичным учащимся. Однако не менее важен и «низовой» уровень олимпиад. В школьном этапе участвуют практически все, растет участие и в муниципальном этапе.

Подводя итоги года, столичный министр образования Исаак Калина всячески подчеркивал: «Это не частные события, а системные результаты огромного спектра образования города Москвы. Действительно, в нашем городе обучаются и работают в системе образования около 1,6 миллиона человек. А это, между прочим, равняется численности населения третьего по величине города России — Новосибирска. Так что мы как Новосибирск!»

Вершиной айсберга достижений столичного образования, по оценке Калины, являются результаты московских школьников во Всероссийской олимпиаде. Если в 2010 году столица дала 76 победителей, а в 2015‑м — 124, то в 2017 году — уже 167! При этом более трети всех дипломов (817) досталось именно москвичам.

Результаты ЕГЭ также подтверждают высокое качество знаний столичных школьников. В 2017 году в городе было 17,3 тысячи выпускников-высокобалльников с результатами более 220 баллов; 9,7 тысячи — с результатами от 220 до 249 баллов, и 7,6 тысячи — с результатами 250 баллов и выше. При этом особенно отрадно, что заметно улучшились результаты по математике и физике, что в Москве связывают с запуском таких столичных проектов, как «Курчатовский», «Инженерные классы» и, конечно, «Субботы московских школьников».

Впрочем, высокие результаты в столице в последние годы демонстрируют не только школьники, но и учащиеся колледжей. «Сейчас в современном мире нужны не только знания, но и умение эти знания применять, — подчеркнул Калина. — У этих ребят из колледжей умные руки. И они, умея делать свое дело лучше других, просто незаменимы. Подтверждение тому — победа наших ребят в чемпионате наград в общероссийском командном зачете на чемпионатах мира «ВорлдСкиллз» — не только национальных, но и международных». Действительно, в 2017 году ребятам из Москвы досталось 17,2% побед по всем компетенциям, по которым проводились соревнования. Четверка лучших завоевали две золотые и две серебряные медали. И эти ребята, обещают в Департаменте образования, также получат гранты мэра соответственно в 1 миллион рублей и в 500 тысяч рублей за «золото» и «серебро».

Знаменательно также, что сегодня колледжи играют в городе принципиально новую роль: по сути дела они заменили собой исчезнувшие еще в 90‑е годы станции юных техников и многие технические кружки. При этом в большинстве из них можно получить специальность одновременно с продолжением учебы в родной школе. И школьники этим широко пользуются.

Побочным эффектом этой огромной работы стало заметное — более чем на 44% — снижение числа правонарушений среди столичных учащихся за последние годы. У ребят появился другой повод для самоутверждения, подчеркнул директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 Константин Афонин. Кроме того, дополнила председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова, «ребятам просто стало интересно учиться» — и хулиганить стали намного меньше.

Впрочем, подлинным триумфом системы образования Москвы стали результаты участия московских четвероклассников в международных исследованиях читательской грамотности по методике PIRLS. Мало того что результат москвичей оказался намного выше, чем среднероссийский — 612 баллов против 581. Они продемонстрировали и крайне высокую плотность хороших результатов, не говоря о том, что минимальный порог преодолели все (средний результат в мире — 96%). Средний балл показали 98% москвичей, в то время как средний результат в мире — 82%. Все это, подчеркнул Калина, свидетельствует о высоком качестве массовой московской школы.

Неплохие результаты показало и исследование PISA для 15‑летних школьников, где Москва вошла в топ-шестерку. «Но что такое шестое место! — заявил Калина «МК». — И здесь у нас тоже должно быть первое место, и мы будем работать в этом направлении!»

Другое, что включено в ближайшую повестку дня системы образования Москвы, уточнил он «МК», — «делать так, чтобы лучшее образование было у всех. «Наша первоочередная задача — чтобы то, что есть у самых лучших школ, мог получить любой школьник; чтобы не было в принципе школ лучше и хуже. А вместо этого были школы, которые на чем-то специализируются, например на спорте или музыке. Базовое же образование должно быть одинаково хорошим повсеместно», — объяснил министр.

Среди причин, обеспечивших Москве прекрасные итоги образовательного года, в Департаменте образования называют выравнивание финансовых возможностей всех школ и оснащение их современным оборудованием; финансирование в зависимости от числа учащихся по принципу «деньги следуют за учеником»; а также развитие таланта каждого маленького москвича.

— Раньше говорили: «Мы ищем таланты!». А мы создаем в городе возможности для каждого ребенка проявить свой талант, то есть ищем таланты в каждом! — разъяснил суть подхода к обучению в столичной школе директор школы №2114 Андрей Зинин. — Конечно, это более сложная и скрупулезная задача. Но она дает отличные результаты. У меня в школе, например, есть ребенок, выросший в семье двух музыкантов. Казалось бы, у него сложилось четкое представление, что должно стать его жизненной стезей. Но учитель математики в нашей школе обнаружил у него нестандартное математическое мышление. А обнаружив, предложил ему поучаствовать в математическом проекте. Ребенок увлекся и с блеском защитил его на заседании экспертного совета. Тогда его математический талант стал очевиден всем, и ему дали сопровождающего педагога, в том числе в инженерном классе. В результате мальчик выступил с ярчайшей работой на авиасалоне МАКС‑2017, хотя при этом продолжал заниматься музыкой, причем прямо в своей школе. Таким образом, к одному таланту добавился другой. И это крайне важно: современная московская школа может найти и раскрыть талант в каждом ребенке!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах