Дмитрий — в прошлом моряк-дальневосточник — панк в хорошем смысле этого слова. Имидж — ничто: из имеющихся решений всегда выбирает самые дешевые и простые, любит самоделки. Увидишь его на улице — с первого взгляда подумаешь, что это очередной рабочий-коммунальщик или строитель: именно они первыми в Москве начали зимой кататься на простеньких, часто складных, велосипедах. Но нет: рабочие не ездят на такие дальние расстояния и избегают показываться на проезжей части. А Лихачева можно увидеть и между рядов на Садовом кольце.
В разговоре с корреспондентом «МК» Дмитрий рассказал все, о чем мы, обычные москвичи, хотим спросить зимнего велосипедиста. Но стесняемся. Да и догнать его на улице непросто.
— Дмитрий, зачем вам это надо?
— Для меня лично это намного комфортнее метро или пробок. Машина в центре Москвы, по-моему, вообще извращение — водитель будет дольше искать парковку, чем я доберусь до места назначения! А метро я не очень люблю — там для меня, астматика, душновато.
— Как можно ездить на велосипеде зимой?
— Достаточно просто. Правда, в ЦАО с этим лучше, чем в других районах. В общем, зимой очень даже клево, лучше, чем весной и осенью, когда все в грязи.
Что неприятно — так это зимой на велосипеде заезжать на крутые горки — такие, как Рождественский бульвар. Но если заранее подумать о маршруте, горки можно и объехать.
А вообще, езда на велике зимой — это родео! Особенно как сейчас, когда на асфальте много льда буграми и под снегом, велик прямо скачет во все стороны.
Но на магистралях чистят довольно быстро — поэтому родео получается на тротуарах, подальше от центра, где дворники халтурят.
И еще: добравшись до работы, придется зайти в душ — если он есть. Ну а если нет, можно обойтись паллиативом — зайти в туалет, переодеться в свежее и вытереться.
— Какая для этого нужна экипировка?
— Для зимней езды на велосипеде по Москве требуются непромокаемые легкие штаны, которые надеваются поверх джинсов. Сверху — немаркая куртка, на нее — светоотражающий жилет.
Обувь — дело сложное. Стопроцентно непромокаемых велотуфель, кроссовок, ботинок просто нет. Поэтому обувь я просто обматываю полиэтиленовыми пакетами или пищевой пленкой. На ней остается вся жидкая грязь, которая иначе будет на обуви и ногах до самых колен.
Сам велосипед лучше выбрать односкоростной: нежная механика переключателей скоростей не выдерживает грязи и реагентов. Вообще, при ежедневной езде на работу велосипед изнашивается за один-два сезона, так что покупать дорогую машину нет смысла.
Шипованная резина для велосипедов есть. У меня знакомые на ней ездят. Но мой велик в сборе дешевле одного шипованного колеса! Поэтому я просто очень медленно и печально поворачиваю, при этом всматриваюсь, нет ли где ледяного островка или — самое паршивое — рельсов.
— И как себя ведут московские водители? Страшно же!
— Совсем недавно я прямо-таки радовался: московские водители стали такие вежливые и внимательные... Сглазил! Сейчас на Садовом — где я, кстати, езжу быстрее потока — наблюдаю много сумасшедших психов. За последний месяц меня дважды (!) сбивали придурки, резко поворачивающие с Садового — то есть он догоняет меня, обгоняет и поворачивает либо в меня, либо прямо передо мной, так что я втыкаюсь в него с размаху. Хорошо, что во мне 90 килограммов, да и скорость небольшая. И все-таки московские водители довольно вежливы. Простой тест: когда я съезжаю с Самотечной эстакады, мне нужно пересечь 2–3 полосы с плотным движением. Обычно я еду между рядами, пока просвета не будет. Так вот, сейчас стали многие притормаживать и пропускать. А ведь для этого им нужно довольно серьезно снизить скорость!
— Как к зимним велосипедистам относятся пешеходы? Аплодируют или ругаются?
— Кто как. Обычно улыбаются. Даже большой палец показывают. Но есть, наверное, и те, кто ругается. Но я ж их не слышу, я дальше еду!
— А семья? Не «пилят» за опасный образ жизни?
— Уже привыкли. Раньше сильно переживали, конечно. Но и сейчас регулярно звонят, если опаздываю хотя бы на полчаса.