— Сегвеи, моноколеса, гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды — вся эта техника пока не имеет законодательной проработки, — заявил на заседании круглого стола в Мосгордуме спикер городского парламента Алексей Шапошников. — Между тем мы не можем забывать о необходимости обеспечить безопасность. Зарубежная практика предусматривает два варианта: либо подобная техника приравнивается к механическим транспортным средствам — тогда ее владельцы не могут перемещаться по пешеходным зонам и тротуарам, — либо сегвеи и им подобные средства считаются атрибутом пешехода — как самокат. Тогда им закрыта дорога на проезжую часть.
— Действующее законодательство электроколесной техники просто не видит — поэтому электросамокат в глазах закона не отличается от обычного самоката, а сегвей представляет собой просто продолжение ног пешехода. Но скорости этих «нетранспортных средств» практически такие же, как у мопедов, — отметил Павел Котов, замруководителя Дирекции организации дорожного движения ГКУ ЦОДД. — Можно приравнять такую технику к мопедам — и тогда водителям этой техники будут нужны права, а самим сегвеям и иже с ними — техосмотр, страховка, регистрация…
Но транспортное ведомство пока что склоняется к другому варианту: считать «наездников» электроколес пешеходами. И — как следствие — запрещать передвигаться по проезжей части. А на тротуарах и других пешеходных пространствах — законодательно ограничивать скорость.
Считать сегвеи полноценными транспортными средствами, как оказывается, прежде всего не хотят те, кому предстояло бы вести этот учет, — то есть ГИБДД.
— Ограничивать скорость электроколес в пешеходных зонах все равно нереально, — отмечает начальник профильного отдела МВД РФ Сергей Митрошин. — Не пошлешь же в парки инспекторов ДПС с радарами! А главное — по Правилам дорожного движения пешеход тоже отвечает за соблюдение безопасности движения, причем полностью. Если по его вине происходит ДТП — он отвечает. Кроме того, 20 километров в час может развить и бегун, а в нашем климате подобная техника все равно не будет полноценным транспортным средством. Это скорее снаряд для проведения досуга.
Мировой опыт говорит, что возможны разные подходы к проблеме. Так, в Великобритании и Австралии сегвеи — полноценные механические транспортные средства, которые не могут передвигаться в среде пешеходов. В Германии электроколеса — не транспортные средства, поэтому они (как у нас, скажем, квадроциклы) могут появляться только в определенных местах. Наконец, в США законодательство каждого штата определяет статус электроколес по-разному.
Москва, по словам Алексея Шапошникова, тоже может как субъект РФ установить на своей территории отдельные правила, касающиеся передвижения сегвеев и им подобных устройств в парках, скверах, общественных пространствах и метрополитене. Окончательные соображения по этому поводу эксперты Мосгордумы сформулируют до 25 декабря.