На старых фотографиях, из серии «до», Пушкин даже какой-то грустный: с ржавыми подтеками на лице, слезающей патиной, непонятного грязного цвета… Время и погода оставили на Александре Сергеевиче свой отпечаток. И сильнее всего пострадала голова. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, научный руководитель работ Павел Котельников, птицы когтями проскребли патину на завитушках поэта, опять же дождь, сажа, пыль и птичьи «отходы» оставили на лице гения неприятного цвета подтеки и полосы. Немудрено: прошедшая реставрация была первой комплексной за последние 70 лет.
Трудной задачей, по словам руководителя Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, стало сохранение подлинной патины того самого зеленого цвета. Немного разъясним: многим москвичам казалось, что вся эта «зеленка» на Пушкине образовалась со временем из-за коррозии и ее-то как раз надо убрать. И да, и нет. Памятник поэту отлит из бронзы — сплава меди и олова. И зеленый слой — патина — это продукты окисления оксидов и солей меди. Но в данном случае патина является естественной защитой памятника от погоды, агрессивного города и птиц.
— Мы удалили все загрязнения, продукты коррозии, сажепылевые частицы, — рассказывает Котельников. — Нанесли искусственную патину, которая была специально подобрана по составу, чтобы соответствовать цвету сохранившейся.
Самым сложным участком из-за повреждений оказалась голова: сложно было подогнать цвет кудряшек Александра Сергеевича под существующий. Чтобы скульптуре не вредила вода, ее покрыли тонким консервационным слоем воска.
Правда, от еще одной детали, вредившей поэту, реставраторы так и не нашли спасения. Большой урон наносят постоянные квартиранты пушкинской головы — голуби. Но, увы, избавиться от них никак нельзя: мировые реставраторы еще не придумали химического состава, отпугивающего птиц. Вот и во время открытия обновленного памятника пара птичек успела «опробовать» голову поэта…
— Существуют профилактические меры ухода за скульптурами, — поясняет Котельников. — Необходимо, чтобы памятник мыли два раза в год, в том числе от последствий голубиного присутствия.
Поэта, к слову, с площади никуда не уносили и даже не разбирали: его корпус, по словам реставраторов, был в удовлетворительном состоянии. Чего не скажешь о цепочке, опоясывающей постамент. В процессе исследования выяснилось, что подлинными остались лишь несколько звеньев. Остальные — точная копия. Воруют…
— Недостающие элементы цепочек, которые утратили целостность, мы отлили заново, — рассказывает главный архитектор проекта Алексей Жданов. — За аналог взяли подлинные образцы.
Реставраторы посетовали: хоть маячки на цепи вешай, хоть приваривай их, в тяжелые времена цветной металл все равно украдут. Лишился Пушкин и клумбы вокруг, но это лишь во благо поэту. Дело в том, что через цветник под фундамент проникала вода и разрушала его. Тем более при исследовании под памятником нашли и пазухи, заполненные грунтом.
— Мы усилили фундамент, — продолжает Жданов, — заполнили пазухи раствором, перебрали ступеньки и отмостку памятника. Вместо цветника сделали мощение из брусчатки.