Небольшой участок «зеленой зоны» начинается сразу же за фасадами жилых домов на Севастопольском проспекте — нужно лишь пройти пешком пару минут вглубь от шумной магистрали. Там начинает свой путь небольшая речка Коршуниха — общая ее протяженность 3,5 километра. Оттуда она потихоньку утекает в сторону Нагорной улицы, мимо гаражей, к 6-му Загородному проезду и железной дороге, где впадает в речку Котловку — другой водоем местного значения.
Часть речки спрятали в трубы в середине ХХ века, однако и за оставшимся кусочком природы не получается нормально ухаживать.
Как только спускаешься от жилых дворов вниз, к воде — сразу же натыкаешься взглядом на горы мусора — бытового, а иногда и строительного. Несколько бетонных блоков заботливо накрыты газетой, рядом валяется одноразовая посуда — очевидно, любимое местечко пикников для местных деклассированных элементов. Там же — огромные куски ветоши, десятки полиэтиленовых пакетов, а после ливней и ураганов добавляются сломанные ветки деревьев. Центр композиции — металлическая тележка из супермаркета; то ли кто-то из местных неудачно угнал транспорт, то ли специально выбросили...
Чтобы добраться все-таки до воды, приходится преодолеть пару сотен метров по тропинке, заросшей крапивой в человеческий рост, чертополохом и лопухами. Сразу ясно — люди тут ходят нечасто... Да и нельзя сказать, что трудный путь завершится достойным вознаграждением — в конце тропинки увидеть можно лишь крошечный ручеек, бегущий по камням.
— Когда я была маленькой, мы с бабушкой сюда за водой ходили. Говорят, родниковая, чистая... Сейчас уже давно не хожу, страшно: мало ли что стекает в реку, грязи же кругом полно, — рассказала «МК» Марина Степановна, гулявшая с детьми на спортивной площадке возле оврага Коршунихи.
Дальше, по пути в сторону Нагорной улицы, Коршуниха немного расширяется — но лишь для того, чтобы вскоре исчезнуть в трубах. Большая часть речки уже давно спрятана под землю. Однако тот кусочек, который еще на поверхности, пора спасать.
Мечта жителей — нормальный парк, а не крошечный зеленый островок в этом месте. Местные уверены: Коршунихе необходимо несколько субботников, причем желательно — организованных городом или природозащитными организациями, а не силами соседей: те уж не справляются сами.
— На берегу необходимо установить предупредительные таблички о недопустимости сброса мусора в овраг, контейнеры для сбора мусора в шаговой доступности, возможно, даже систему видеонаблюдения, — поделился своими соображениями Николай, один из активистов Котловки.
Жалобы на горы мусора в зеленой зоне появляются на городском портале почти каждые два-три дня. С такой же периодичностью глава управы района отвечает, что проблема ликвидирована, мусор вывезен — однако уже назавтра ситуация возвращается в то же русло. Если точнее — в русло Коршунихи.
В столичном Департаменте природопользования корреспонденту «МК» пояснили, что проблема находится в ведении Мосводостока. Там оперативно ответить на наш вопрос не смогли, попросив подготовить запрос — что мы и сделали.
Однако местных жителей волнуют не водосточные организации, а состояние зеленых зон.
— Малые реки Москвы в ужасном состоянии еще с 1967 года, все только ухудшается со временем, — объяснил «МК» эколог Владимир Козлов. — Самый важный показатель: в них рыба не живет, а если и появляется иногда, то есть ее нельзя ни в коем случае. Раньше бытовало мнение, что виновата промышленность, однако я склонен думать, что плохое влияние оказало массовое жилищное строительство конца шестидесятых.