По шпалам — над водой
Все любители эстетики миров братьев Стругацких оценят эту локацию в парке «Лосиный остров». Заброшенная железнодорожная ветка, местами затопленная, теряющаяся в гуще леса и раздваивающаяся, кажется давно забытой.
Отыскать ее оказалось не очень сложно — она берет свое начало недалеко от станции МЦК «Белокаменная». Кстати, на станции даже сохранилось историческое здание постройки начала XX века. Людей здесь почти нет — создается впечатление, что ты уже уехал далеко от Москвы и теперь вышел на старом полустанке.
Прямо за платформой — огороженная территория. Одинокий охранник рассказывает, что желающих посмотреть дорогу не очень много, и указывает путь.
Если ехать на машине, то смело можно забить в навигатор Абрамцевскую просеку: там рельсы пересекаются с дорогой. Однако, чтобы посмотреть ветку с самого начала, придется идти к вышеупомянутой станции.
Первые метров 500 «железка» идет почти параллельно ветке МЦК. Пути перекрыты шпалой, новый светодиодный светофор горит красным. Здесь рельсы кажутся менее заброшенными — у нас даже появилось предположение, что дорога все-таки иногда используется. Однако мы быстро убедились в обратном, стоило зайти немного в лес вслед за «железкой».
Возле просеки дорога петляет в низине, поэтому после дождей рельсы оказались под водой. Не проехать, зато смотрится более чем живописно.
Метров 200 приходится идти параллельно рельсам, потому что вода доходит почти до колена. Над дорогой куполом сходятся ветви деревьев — получается такая железная дорога прямо в сказочный лес. На обочине стоит разрушенный дом, брошенный, судя по всему, довольно давно. Вполне возможно, что это могло быть помещение для железнодорожников. Если немного уйти от дороги, то встречаются сильно поросшие травой и мхом фундаменты еще нескольких зданий. Возле переезда обнаружился столб — скорее всего, на нем когда-то крепился светофор.
Наконец, можно спуститься и прогуляться по шпалам. Тут, на дороге, прекрасно видны последствия урагана — повсюду поваленные деревья. Где-то перелезть через них невозможно — приходится обходить. Рельсы бурые от ржавчины — видно, что по ним никто давным-давно не ездил.
Кажется, что дорога не использовалась с тех самых пор, когда поменяли шпалы, однако по откосам дороги лежат спиленные деревья, мягко говоря, не первой свежести. Скорее всего, они лежат здесь еще со времен урагана в начале двухтысячных. Они аккуратно срезаны, что наводит на мысль о том, что в начале века эта дорога еще использовалась.
Отдельного разговора заслуживают шпалы. Среди них встречаются как бетонные, так и деревянные. Если приглядываться, то на бетонных шпалах можно обнаружить годы их замены — с 1983-го по 1985-й. То есть дорога не видела ремонта более 30 лет. Углубившись в чащу, можно найти в канавах для стока воды старые шпалы. Большинство бетонных датировано 1967 годом. Казалось, что это все, но под ними нашлись еще замененные ранее деревянные. Таким образом, в середине 80-х был как минимум третий ремонт дороги.
Как выяснилось чуть позже, дорога была указана еще на картах Москвы начала 30-х годов, то есть эти самые деревянные шпалы могли быть положены еще при прокладке «железки». С карт она исчезла много позже.
Мы между тем, перебравшись через очередное поваленное дерево по откосу, выходим на относительно открытое пространство. Где-то в высокой траве рельсы окончательно теряются, и ориентироваться можно только по шпалам. Открытое пространство — это целая поляна поваленных деревьев и мокрая, хлюпающая под ногами земля. Зайти вглубь невозможно без риска провалиться в болото.
Деревья лежат на рельсах плотным настилом, так что ходить можно без опаски.
А пока наш путь опять ушел в глухую чащу. Здесь, на удивление, дорога меньше пострадала от урагана, но кое-где лужи все же портят прогулку. Общая длина этой ветки — около 4 километров, и, судя по карте, где-то она должна разделиться. Мы специально не стали смотреть, куда ведет дорога, — решили, что так будет интереснее.
На старых картах Лосиного острова действительно значатся дачные участки. Однако как бы мы ни бродили по окрестностям дороги, ничего, кроме одного фундамента, не нашли. Где-то вдалеке поют птицы. Кажется, что тут никогда и не ходили поезда, а рельсы положены просто по ошибке…
Наконец, набрели на будку стрелочника. Можно было попробовать перевести стрелку, но она уже сильно проржавела и не поддавалась. Будка практически развалилась. Порывшись в старых записях, находим, что стрелочника нет действительно очень давно, и зачастую, пока ветка функционировала, машинист должен был сам остановиться и перевести стрелку. Судя по наблюдениям местных жителей, еще в 2003 году здесь ходили поезда.
А вот раздваивающаяся ветка нас запутала. Мы были в полной уверенности, что приведет она к разным объектам, а получилось, что ветки сходятся в одном пункте назначения. Тут колючая проволока, за ней явно какие-то склады — дальше не пройти, да и посмотреть на них можно только издалека.
Московская железная дорога сообщила «МК», что железнодорожная ветка от станции МЦК «Белокаменная», расположенная на территории национального парка «Лосиный остров», была проложена к воинской части и в настоящее время не используется. В будущем планируется демонтаж этой ветки — соответствующее предложение железнодорожники уже направили в проектную организацию.
Однако нам стало интересно: что же это за воинская часть? Порывшись в источниках, видим, что Лосиный остров использовали артиллеристы еще где-то в середине XIX века. Тогда еще речи о дачном поселке, а уж тем более о городе не шло, а вот небольшая ферма здесь стояла. Именно ее и облюбовало Артиллерийское управление.
Но если склады появились еще в XIX веке, то ветка явно моложе. По некоторым сведениям, она появилась примерно в 1930-е годы прошлого века. Поскольку объект был стратегически важен, то и ветка усиленно охранялась. Видимо, от времени окончательно разрушились будки постовых, которые, по некоторым данным, стояли по обочинам.
Особое значение дорога приобрела во время войны. Ежедневно по ней проходили несколько эшелонов, а особенно тщательно охранялся переезд у Абрамцевской просеки. Уже после войны усиленное охранение сняли, однако те самые разрушенные постройки у самой просеки, которые мы изначально приняли за старые дачи, оказались домиками для караула.
Судя по картам 30-х годов, где-то недалеко от складов были два пруда, которые, однако, сейчас уже засыпаны.
Пока ветку не проложили, подъезд осуществлялся со стороны Ярославского шоссе через Бумажный просек. Еще в 70-х годах там был указатель на базу ГУТМО. Аббревиатура эта означает Главное управление торговли Министерства обороны.
Маргинальные пути сообщения
К слову, в Москве такой объект — не единственный. Шикарное для прогулки место можно найти недалеко от Электрозавода (или Московского электролампового завода) — там ветка идет параллельно МК МЖД. Ее протяженность — примерно 4 километра. Пути были построены еще в 20-х годах прошлого века и соединяют сразу несколько производств. Дорога полуразобрана, многочисленные стрелки демонтированы, но найти антуражные локации тут вполне можно. Вообще, после ликвидации ветки на ЗИЛе эта промышленная железная дорога стала самой длинной неиспользуемой в Москве.
Всего на ветке 4 переезда, а сама она сильно искривлена. Кажется, что она как будто огибает какое-то невидимое препятствие. И действительно, оказывается, что раньше здесь протекала река Хапиловка. Сейчас ее спрятали в коллектор, но искривление самой дороги осталось. Переезды, по всей видимости, уже не работают.
Чаще всего такие дороги строили предприятия, чтобы облегчить себе логистические маршруты по городу, да и пробок не создавать. Дороги эти стояли на их балансе, а сейчас ввиду того, что производства выносят из Москвы, в таких ветках отпала надобность.
В пресс-службе Московской железной дороги нам сообщили, что таких объектов действительно было немало, однако официальное ведомство к ним отношения не имеет. «На территории города есть ветки, которые не принадлежат и не обслуживаются ОАО «РЖД». Эти ж/д пути находятся на балансе различных предприятий. У нас нет сведений, сколько их, где они расположены и т.п. Судьба этих веток — в руках владельцев».
Сама прогулка занимает около двух часов. Лучше всего по таким местам ходить в удобной обуви, потому что после московских дождей размывает откосы дорог. Сама дорога тоже выглядит весьма живописно, в сочной зелени, — вроде и нет ощущения, что тут будут, как говорилось на просторах Интернета, «шприцы хрустеть, как снег под ногами». Иногда даже кажется, что вот-вот за спиной послышится паровозный гудок…
В целом впечатления полного запустения, как в «Лосином острове», нет. Кажется, что иногда дорога даже используется. В МЖД нам подтвердили, однако, что никакого отношения к этой дороге не имеют и не обслуживают ее. «Железнодорожная ветка от станции МЦК «Локомотив», расположенная в столичном районе Преображенское, не принадлежит и не обслуживается ОАО «РЖД». Это подъездные пути, которые находятся на балансе сторонней организации», — сообщили в ведомстве.
Когда-то эта ветка имела стратегическое знание. Во время войны на заводах, к которым были проложены рельсы, производили стратегически важную продукцию и снаряды. Теперь же большинство заводских зданий отданы под офисы, а на некогда огромном электроламповом заводе можно арендовать себе фотостудию…
После пустырей, очень урбанистических, сильно замусоренных, в какой-то момент мы оказываемся почти в лесу. Яркая зелень сильно контрастирует с бурыми рельсами, которые уже кажутся продолжением деревьев — большими толстыми корнями.
Кое-где попадаются заброшенные строения — скорее всего, будки стрелочников или другие хозяйственные постройки.
Кстати, чтобы погулять по этой ветке с комфортом, можно даже заказать экскурсию.
«В такие места не нужно ходить в одиночку»
Подобные локации привлекают и любителей фотографии, и прочих искателей нестандартных мест для прогулок.
Однако для того, чтобы прогулки и фотосессии не были омрачены неприятными встречами и прочими неожиданностями, мы решили составить небольшой свод правил для тех, кто хочет посещать такие места. Роман Васейкин, фотограф и турист с многолетним стажем, дал несколько рекомендаций.
«Любая прогулка по подобным местам должна начинаться со сбора информации. Нужно отчетливо понимать, куда ты идешь, что тебе может там угрожать», — говорит Роман. По его мнению, в случае с Электрозаводом реальная опасность — это люди. «Насколько я помню, это был довольно маргинальный квартал, и жители там были соответствующие. Ходить в такие места в одиночку не стоит. Даже если ты уверен в своих силах».
В случае с «Лосиным островом» люди, скорее всего, наименьшая опасность. А вот получить травму и не дозваться на помощь вполне вероятно. И тут еще один человек — это как раз гарант того, что к вам придут на помощь квалифицированные люди. Вообще, всегда нужно просчитывать худший сценарий и быть к нему готовым.
Помимо всего прочего нужно быть внимательным к висящим проводам — ведь, например, на Электрозаводе вся ветка была электрифицирована. И обрывы проводов — тоже реальность подобных мест.
Если же говорить о фотосессиях, то всю неудобную, но антуражную одежду лучше просто взять с собой, а пойти в том, в чем максимально удобно.
Максим Халдеев, инструктор по горному туризму, вообще не рекомендует посещать подобные места. Но если уж человек решился устроить себе такую прогулку, то он солидарен со своим коллегой: сначала нужно собрать информацию. Потом — определиться, что нужно с собой взять. «Конечно, никто не говорит о том, что нужно собираться как в поход, но продумать, в чем идти и что хорошо с собой прихватить, стоит. Кто-то берет какие-то средства самообороны, кто-то постоянно носит с собой аптечку — все это нелишнее.