Жители села Нижнее Валуево Новомосковского административного округа уже несколько лет живут на стройке, которая теперь переросла в свалку. Особо охраняемую зеленую зону, в которую входили Марьинский овраг и протекающий по его дну одноименный ручей, просто засыпали строительным мусором под видом благоустройства.
Марьинский ручей протекал с северо-запада на юго-восток по территории Валуевского лесопарка. Питал всю экосистему природного заповедника. Последствия ждать себя не заставили — местность с одной стороны начала заболачиваться, деревья от обилия влаги погибли, животные ушли. Произошло это из-за того, что воде некуда уходить. Экосистема района оказалась нарушена.
Теперь некогда зеленый овраг представляет из себя весьма жалкое зрелище — гора строительного мусора с одной стороны, болото с другой. Сквозь грязь и обломки кирпича, бетона и арматуры пытается пробиться вода, а от оврага осталось одно название. Теперь «Народный парк» (к слову, именно так называлось это место) превратился в антинародную свалку.
Свалку можно разглядеть еще с дороги. Чтобы добраться до этого мусорного полигона, приходится преодолеть крутую гору из песка. Посреди высохшего поля то тут то там валяются обломки асфальта, торчит арматура, где-то можно различить тротуарную плитку. Дождевая вода образовала большое болото. Стоит запах затхлой воды.
Ручей, правда, обнаружился на самом дне оврага. По берегам поваленные деревья — все легли в одну сторону. Создается впечатление, что их скосила взрывная волна. К ручью явно очень долго стекала грязь. Теперь она застыла и превратилась в некий лунный пейзаж. Вода течет, однако, ее уровень воды существенно упал.
Местные жители, обеспокоенные таким состоянием «Народного парка», обращались в Департамент природопользования и охраны окружающей среды. «Ранее Департаментом природопользования Москвы в ходе обследования данной территории было установлено, что на земельных участках площадью 5800 кв. м в овраге размещены навалы грунта высотой 2 м. Затем было установлено, что генеральным подрядчиком ООО «Олимп Строй» были уничтожены зеленые насаждения на данном участке (23 ивы). Департаментом природопользования был рассчитан ущерб, нанесенный окружающей среде, который составил более 1 млрд руб. Данный ущерб был направлен в Межрайонную природоохранную прокуратуру, которая подала иск в суд по данному факту», — ответили в ведомстве «МК». Штрафы были выписаны еще в начале зимы 2016 года, однако свалка до сих пор на месте.
На обочине дороги зияет провал метров пять в длину. На склоне лежит табличка, призывающая беречь ручей. В самой нижней точке оврага расположен пожарный пруд — сильно заросший.
Встретившийся нам местный житель при упоминании свалки вдруг заволновался и сказал, что там все планируют облагородить и «непременно будет красивый парк». Однако почему в качестве благоустройства используют строительный мусор, объяснить не смог.
Житель села Нижнее Валуево только пожал плечами — для него эта свалка неприятна исключительно в эстетическом плане. На вопрос, не затапливает ли их тут из-за того, что ручей засыпан, он рассказал, что их никогда не подтапливало, хотя живут они в низине. Немного пройдя, находим болото прямо на окраине села. Арсен, местный житель, рассказал, что болото тут уже лет десять и никакого отношения к свалке не имеет.
Как объяснил «МК» эколог Роман Пукалов, основная угроза — в загрязнении природных источников воды и в риске лесных пожаров (когда мусор поджигают, возникает опасное низкотемпературное горение), а не в прямом влиянии мусорных свалок на животных и растения.
— Серьезной проблемой может стать, например, выделение ртути и других отходов первого класса опасности. Если они просачиваются в грунтовые воды и попадают в источники водоснабжения, например в колодцы, угроза будет для всех, в том числе для людей. Проблема в том, что у нас многие не хотят заключать договоры на вывоз мусора, он скапливается и возникает такая ситуация. Хотя здесь можно пожаловаться куда угодно: начиная от столичного департамента природопользования до прокуратуры, ведь у нас даже есть статья, предусматривающая наказание за неправильное обращение с отходами, — рассказал эксперт.
Ответственный редактор Красной книги Москвы Борис Самойлов тоже отметил негативные последствия для природных источников воды и, как следствие, на всю экосистему региона.
— Насколько мне известно, объемы мусора там очень большие, и однозначно предсказать последствия очень трудно. Однако понятно, что все вредные вещества будут проникать в грунтовые воды и распространяться на многие километры. Есть множество примеров свалок меньшего объема, а последствия даже после их ликвидации были заметны и через 15–20 лет. Вода была заражена, а находиться в таких местах не всегда было приятно из-за скоплений органических газов. На таких территориях происходит изменение состава грунтовых вод, а как следствие, водоемы утратили свои экосистемные характеристики. Проще говоря, исчезали флора и фауна. Простой пример такого воздействия — летучие мыши. Они питаются водяными насекомыми, которые исчезают вследствие такого загрязнения. А соответственно, исчезают и летучие мыши. Из-за того, что трава в зоне поражения впитывает все вредные вещества, она становится непригодной в пищу зайцам. И таких примеров очень много.