Международная сеть PwC много лет исследует города. В своей новой работе «Эффект масштаба. Первый глобальный рэнкинг агломераций» эксперты изучили мировые агломерации, которые эффективно распорядились своими ресурсами и обогнали уровень развития своих стран, и выявили их слабые и сильные стороны.
Златоглавая достигла высоких темпов развития
Исследовались следующие факторы: специализация экономики, концепция интеллектуального капитала, высокое качество жизни, сбалансированная система расселения и транспортного обеспечения и эффективные подходы к управлению развитием агломераций.
В результате были сформированы два рейтинга: топ-20 крупнейших мегаполисов по динамике развития и топ-10 городов по эффективности развития. В первом рейтинге Москва находится на втором месте: по 11 из 13 показателей она демонстрирует более высокие темпы развития, чем в среднем по стране. Обгоняет нашу столицу только Пекин, второе место с Москвой делят Шанхай и Стамбул. Как выяснили эксперты, для Москвы характерен высокий уровень развития человеческого капитала. Это выражается в высоких результатах системы образования и самых высоких темпах роста в креативных отраслях экономики. Москва стала лидером по количеству рабочих мест — 3,5 миллиона, которые город обеспечивает за пределами агломерации. То есть каждый житель мегаполиса обеспечивает создание 0,19 рабочего места вне Москвы. Это связано с низкой производительностью труда в регионах нашей страны. В Сиднее, например, наоборот. Там каждый житель города создает всего лишь 0,08 рабочего места за его пределами: это связано с высоким уровнем производительности труда экономики Австралии, то есть требуется меньшее количество работников.
Агломерации влияют на экономику регионов страны в разной мере: наибольшим влиянием обладают Сидней и Москва. Это вызвано низкой долей потребления товаров локального производства и импортных товаров.
Одним из новых драйверов развития экономик мировых агломераций стал креативный сектор. В рейтинге PwC Москва — лидер по темпам роста креативного сектора (+22% в год) — это в 1,7 раза больше уровня динамики остальных секторов экономики столицы. По еще одному показателю — условиям предпринимательской активности — Москва также входит в группу лидеров: у нас 72 предпринимателя на тысячу человек. Столица лидирует еще и по уровню покупательной способности, отличаясь низкими издержками для ведения бизнеса.
Отдельный раздел исследования — транспортная доступность. Московская агломерация занимает большую территорию, и высокая концентрация экономики сказывается на удобстве и доступности транспорта и производительности труда. Чем равномернее по городу распределены рабочие места, тем меньше жителям до них ехать, а значит, производительность выше, а проблем на дорогах меньше. В Пекине, Шанхае и Москве среднее время в пути до работы не более 45 минут, а основная доля рабочих мест находится в центре города. Перенос рабочих мест на периферию перераспределит трудовые потоки и поможет избежать пробок, ежедневной маятниковой миграции и многих транспортных проблем. Москва к этому стремится: активно развиваются присоединенные территории, Московская область, программа реновации создает возможность работать рядом с домом, в нынешних спальных районах.
Москва — крупнейшая российская агломерация
Московский урбанистический форум стал той площадкой, на которой можно оценить и сравнить темпы развития самых крупных мегаполисов мира. Москва, как хозяйка мероприятия, доказала, что остается одной из крупнейших агломераций в Европе и мире по многим показателями. Как отметил открывший форум мэр Москвы Сергей Собянин, современные города конкурируют не за фабрики и заводы, а за человеческие ресурсы: талантливые специалисты могут найти работу в любой точке мира.
Чтобы не стоять на месте, Москве нужно опережающими темпами развивать транспортную, инженерную, коммунальную и другую инфраструктуру.
— Если этого не сделать, то основное преимущество крупного города — концентрация людей и ресурсов — обернется главной проблемой — скученностью, — объяснил мэр города. — Из источника роста мегаполис станет источником серьезных проблем.
Именно поэтому в Москве активно развивается общественный транспорт, строятся новые станции метро, улучшается железнодорожное сообщение с пригородами. В прошлом году для жителей столицы открыли Московское центральное кольцо, а в ближайшие годы планируется запустить и большое кольцо метрополитена. По словам Собянина, город достиг высоких темпов развития, в год строится около 100 километров дорог и около 10 станций метро: «Причем это дороги не в чистом поле, это сложнейшие инженерно-технические сооружения, которые прокладываются в живой ткани города с учетом огромного количества коммуникаций, пересечений, существующего жилого и коммерческого фонда».
Еще одна стратегия развития Москвы — реновация промышленных зон и создание комфортной городской среды. Дворы, парки, чистый воздух, проведение праздников и фестивалей, реставрация памятников и развитие культурных центров города — это не роскошь, а необходимая задача для улучшения жизни москвичей. В результате за последние годы удалось благоустроить около 450 парков и зеленых территорий, а в этом году планируется провести реконструкцию еще более чем 300 улиц.
Сейчас одной из самых насущных городских проблем стало стареющее жилье. Чтобы в ближайшем будущем тысячи домов не превратились в аварийные и не стали головной болью, было принято решение запустить программу реновации. Но власти будут не просто сносить дома, но и создавать современные кварталы со всей необходимой инфраструктурой, качественными и красивыми домами.
— У Москвы есть все необходимое для динамичного продвижения вперед, есть исторический опыт, есть традиции новаторства, есть талантливые трудолюбивые москвичи, граждане, которые приезжают к нам со всей страны, со всего мира, есть экономический потенциал. И я уверен, что Москва станет надежным партнером и серьезным конкурентом для многих мировых городов, — подчеркнул Сергей Собянин.