Если не хочешь в паломническую очередь к мощам святого Николая Чудотворца, в районе Волхонки, Остоженки и Пречистенки в ближайшие дни лучше не оказываться. Такой вывод напрашивается сам собой. Да и оказаться-то так просто не получится: тот вестибюль метро «Кропоткинская», что ближе всего к храму Христа Спасителя, работает только на вход пассажиров — выйти из него никак не получится, если вы не служитель храма (об этом сообщает табличка под землей). Те, кто прибыл на Волхонку с другими целями, вынуждены идти в обход.
— В Пушкинский музей? Это вам нужно из другого вестибюля выйти, на Гоголевский бульвар, и обойти кругом. Да, неудобно, но куда деваться-то? — объясняет молодой мужчина паре туристов, сбитой с толку перекрытой лестницей в подземке.
Наверху не легче. Беспрепятственно пройти получится лишь по четной стороне Волхонки — по той, где музей. Чтобы свернуть на любую из дорог, мало-мальски приближенных к храму, приходится максимально подробно объяснять сотрудникам правоохранительных органов, дежурящим у перекрытий, куда именно и зачем тебе нужно.
— Я могу в Соймоновский проезд спуститься? Мне в турфирму нужно, путевку оплатить. Вот распечатка, вот их адрес, вот телефон менеджера, — столкнувшаяся со стражами порядка девушка уже начинает выходить из себя. Охрана медлит, но, очевидно, поняв, что угрозы для очереди она не представляет, все же пропускает.
Оставшимся диалог с объяснениями еще предстоит: на углу Остоженки сосредоточена «социальная» очередь к мощам, состоящая из инвалидов и матерей с грудными детьми, и задача охраны — не пропустить туда тех, кто льготником не является. А вот у зебры напротив ГМИИ никакой очереди нет, но охрана все равно уточняет: зачем и куда идете?
— В метро? В метро войдете, проходите, — кивают сотрудники органов. — К храму? Нет, к храму никак. На Патриарший мост тоже никак.
По данным на 30 июня, из-за очереди к мощам Николая Чудотворца закрыты для пешеходов Пречистенская и Фрунзенская набережные, часть Волхонки, ограничено движение по Соймоновскому проезду. Тем, кому нужно попасть на встречу, в офис или в гости, приходится плутать — самое подходящее время, чтобы хорошо выучить московские переулки.
— Честно говоря, когда такое происходит, мне все равно — из-за чего! — призналась молодая девушка, представившаяся Елизаветой. — Мощи Николая, Курбан-байран какой-нибудь, митинг или кортеж едет... Все равно, когда приходится круг делать, жутко злит! Я однажды встречала сына из лагеря, автобус привез их на Васильевский спуск. А это был день школьных выпускных, Манежку перекрыли, Красную площадь тоже, и мне пришлось обходить аж с Моховой через Китай-город. С тех пор любые такие оцепления раздражают.
Сама очередь начинается на набережной недалеко от метро «Парк культуры» — причем дежурящие там волонтеры порой исполняют свои обязанности чересчур яро.
— Вам туда! — безапелляционно сообщает всем подряд пешеходам, выходящим из метро, женщина в форменном зеленом жилете.
Там, куда она указывает, в районе Пречистенской набережной, виднеется табличка «Очередь к храму». Вот только уточнить, действительно ли перед ней паломник или человек, который, к примеру, приехал в один из многочисленных визовых центров на Остоженке документы подать, волонтер не спешит.
— Спускаемся вниз, до перехода, и поворачиваем налево! — хорошо поставленным голосом сообщает другой волонтер, уже на Остоженке, всем, кто только слегка к ней приблизился (даже если ничего еще не спросили).
Впрочем, если желающие действительно дойти до очереди обращаются с конкретными вопросами, то волонтеры объясняют все максимально подробно — насколько сами знают.
— Там дежурят врачи, есть автобусы, в которых можно отдохнуть, — рассказала женщина, стоящая у самого перехода на набережную. — Обещали дождь? Да, знаем, ну, спрячутся люди под козырьками где-нибудь, никаких специальных распоряжений пока не было. Рекомендуем людям брать с собой дождевики.