В этом году победителей и призеров всероссийской олимпиады подготовили 222 московские школы — на 4% больше, чем в прошлом году. Такая тенденция говорит о том, что московское образование становится эффективным, качественным и ориентированным на раскрытие потенциала каждого ученика.
Всероссийская олимпиада школьников проводится во всех регионах России по 24 образовательным предметам. Олимпиада включает четыре этапа. В сентябре–октябре проходит школьный, затем — муниципальный, в январе–феврале — региональный. Последний этап, заключительный, проводится в марте–апреле.
Традиционно «сильными» предметами московских школьников стали химия, биология и математика. А вот ученики недавно созданных кадетских классов взяли призовые места по ОБЖ. Трендом сезона стали история, обществознание и русский язык.
Такому результату здорово поспособствовал переход на новую систему образования. Московские школы руководствуются принципом необходимости развития таланта каждого ребенка. Да и у самого ученика выше шанс найти «своего» преподавателя в больших школах, нежели в маленьких педагогических коллективах.
Не обошлось и без технологических новинок. Сейчас невозможно представить себе московскую школу без компьютеров. А сколько всего еще внедряют — появились и интерактивные доски, и 3D-уроки, используется принцип дополненной реальности. Все эти новшества вызывают у учеников живой интерес и помогают в освоении новых знаний.
На базе школ стали развиваться и предуниверситарии — своеобразные лицеи при институтах. Для вуза это хорошо, поскольку есть возможность подготовить «своих» абитуриентов. Для каждого предуниверситария разработана своя система поступления: какие-то вузы проводят дополнительные тестирования, кто-то ориентируется на результаты аттестации по итогам 9-го класса, кто-то проводит собеседование. В любом случае в таких учебных заведениях делают упор на определенные предметы.
Начала активно развиваться система «кружок от чемпиона». В рамках этой программы учеников готовят профессионалы, признанные экспертами WorldSkills. В этой программе принимают участие студенты колледжей и ученики 8–11-х классов. Занимаются они в рамках дополнительного образования по 4–6 часов в неделю. Студенты также могут поучаствовать в подготовке своих будущих коллег к олимпиадам.
Для ребенка же участие в олимпиаде, а тем более победа в ней — это не просто престижно, но еще и очень выгодно. Главный приз за победу — 200 000 рублей, а второе и третье места — 100 000.
По словам министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Калины, коренной перелом случился в 2014 году. «Не могу не сказать, что это как раз был год, когда, по сути дела, большинство московских школ завершили переход на новые механизмы работы», — рассказал он. Если посмотреть статистику, то в 2010 году победителей всероссийского этапа из Москвы было 76, а в 2015-м — через год после введения новых механизмов — 124. Сейчас эта цифра превышает 170 человек.
Директор школы №1252 имени Сервантеса Ирина Анурова рассказала, как ей и ее коллективу удается добиваться таких результатов.
— Что изменилось в московской системе образования? Развиваются ли у вас связи с вузами?
— Объединение школ в комплексы дает возможность развивать профильное образование. Если раньше в школе было всего два-три класса в параллели, то в комплексах классов стало много. Можно развивать разные профили, учитывать особенности каждого ребенка. Мы не ищем одаренных детей, а стараемся раскрыть талант каждого ученика. У нас много педагогов, которые могут найти подход к каждому ученику. Развита система дополнительного образования, которая именно дополняет основное, которое дети получают в первой половине дня. Эти две ипостаси образования являют собой одно целое. Очень много знаний дети получают на секциях.
Сейчас возможности детей намного шире, чем раньше. Многие школы сейчас сотрудничают с вузами, часто не с одним. И это сотрудничество не ограничивается Днем открытых дверей, ученики имеют возможность посмотреть на студенческую жизнь изнутри, побывать в работаториях, аудиториях, примерить на себя роль студента.
Нельзя, по мнению Ирины Ануровой, забывать и о финансовой стороне вопроса. Если раньше учитель получал свои деньги за количество часов, которые он провел, то сейчас педагоги получают стимулирующие выплаты в зависимости от успехов своих учеников (имеется в виду, как дети сдали выпускные экзамены и как прошли тестирование в 4-м и 7-м классах). Все эти результаты дают директорам возможность оценить работу каждого. Иногда выплаты составляют 5% от зарплаты, а бывает, что и все 30%. Люди понимают, что чем лучше они подготовят детей к олимпиадам, а стало быть, чем больше детей займут призовые места, тем выше будет их зарплата.
— Существует и система грантов для школ. Здесь уже весь коллектив должен объединиться и работать на общее дело. В прошлом году, например, мы получили грант в размере 10 миллионов рублей, — продолжает директор.
— Стало ли школьникам самим интереснее учиться? Какие шаги сегодня предпринимаются, чтобы замотивировать ребенка на отличную учебу? Как обстоят дела с внедрением новых технологий?
— Да, детям стало интереснее учиться. Появилось много технологических новинок: компьютеры, интерактивные доски. Мы вот в прошлом году переделали библиотеку. Был у нас ничем не примечательный зал с книгами, а потом мы оснастили его компьютерами, полностью переделали. И детей не выгонишь отсюда. Они учатся здесь, читают книги, делают здесь совместные научно-исследовательские работы. Библиотека стала местом встреч. К тому же, как рассказала Ирина Анурова, сейчас за победу и призовые места в олимпиадах огромные гранты. Победитель получает 200 тысяч рублей, а лауреаты — 100. Для детей это неплохой стимул. В ее школе в этом году было 8 победителей и 7 лауреатов. Есть чем гордиться.