Свое решение градоначальник пояснил на примере.
— В голосовании приняли участие жители 30% квартир: 15% — за, 15% — против. Если голоса «молчунов» свалить в одну корзину, получим уровень поддержки «за» 85%. Так подводить итоги голосования, честно говоря, рука не поднимается, — заключил мэр.
Существующий порядок, при котором воздержавшиеся считались проголосовавшими «за», по слова Собянина, в принципе правильный: «Аналогичные нормы об учете голосов «молчунов» действуют в пенсионном законодательстве и в законе о капремонте».
Но подсчитывать голоса в домах с низкой явкой при таком порядке все-таки трудно: нет четкой картины выбора жильцов, что может исказить их волю. По уточненному подходу, голоса «молчунов» будут учитывать пропорционально мнению других жителей.
При этом голосование по программе реновации продолжается. 50% жильцов пятиэтажек уже высказали свое мнение. За ходом голосования следит специально созданный Общественный штаб.
— Мы еженедельно подводим итоги голосования, запрашивая информацию МФЦ и «Активного гражданина», — сообщил председатель штаба Александр Козлов. — На утро 1 июня уже проголосовало 47,5% от всех квартир в тех многоквартирных домах, которые находятся в списке проекта программы реновации. Я напомню, что у нас 4 тысячи 546 таких домов.
Член Общественной палаты Москвы Павел Данилин рассказал подробнее, выбор в чью пользу делают москвичи. Оказалось, что две трети жильцов почти 90% домов проголосовали за снос их пятиэтажек. Это то необходимое большинство, которого достаточно для включения дома в программу.
— В 412 домах от 1/3 до 2/3 (то есть меньше большинства, необходимого для решения о включении в программу реновации) собственников проголосовали «за», и в 167 домах менее 50% проголосовавших высказались за снос, — уточнил Данилин.
И всего 67 пятиэтажек отказались от участия в проекте (это менее 1,5%).
Как рассказали в Общественном штабе, каждый день свои голоса отдают 6–7 тысяч москвичей. Одинаковым спросом у жильцов пятиэтажек пользуются как МФЦ, так и сайт портала «Активный гражданин». При этом домов-«молчунов», где не высказалась еще ни одна квартира, становится все меньше: если на прошлой неделе их было 22, то к 1 июня осталось всего 11.
Александр Козлов рассказал, что москвичи часто обращаются в Общественный штаб — уже поступило более 100 вопросов. Чаще всего горожан интересует, как включить свой дом в программу или же, наоборот, как исключить его из проекта.