«Такие здания просто так не горят», — перешептывались пожарные, тушившие в ночь на пятницу возгорание в здании следственного отдела по Троицкому и Новомосковскому административным округам ГСУ СК по Москве. Один из кабинетов, как предполагают сами следователи, подожгли фигуранты уголовных дел или приближенные к ним люди.
Как стало известно «МК», двухэтажное здание СК в поселке Газопровод в Новой Москве заполыхало в 2.14, на место тут же прибыли сотрудники пожарно-спасательной части №120 из соседней Коммунарки. Этот дом — старой постройки. В 2013 году здание (некогда оно имело служебно-бытовое назначение) было решено отдать следователям СК. В помещениях сделали современный ремонт, обновили фасад, завезли новую мебель, установили видеокамеры. Из государственной казны на это ушло 67,5 млн рублей.
Возможно, из-за деревянных перекрытий пожар, начавшийся на втором этаже, распространился с космической скоростью. Спустя пару часов площадь возгорания составляла 150 кв. м.
— Дым шел из окон второго этажа и из-под кровли, — рассказал «МК» начальник пожарно-спасательного гарнизона по ТиНАО Алексей Люзаков. — Возгорание началось в одном из помещений, но начало быстро распространяться по утеплителю крыши. Для тушения пожарным пришлось начать вскрывать части накалившейся металлической кровли. В это же время подъехали сотрудники СК. Вместе с нашими они эвакуировали документы с первого и второго этажей: выносили из здания, складывали на асфальт и потом в автобус. Сколько было загублено бумаг, я не знаю, но первый этаж был сильно залит, а на втором бушевало пламя. Кстати, попасть на место пожара было тоже непростой задачей. Все соседние дворы густо заставлены автомобилями, мы едва смогли проехать.
Ближе к 5.00 «красного петуха» удалось более-менее подавить, хотя, по словам очевидцев, в районе 10.00 вдруг занялись огнем остатки кровли. Пожарные истратили, наверно, годовой запас пены, так как вся улица была залита спецсредством. А запах гари распространился на много километров.
Этот следственный отдел с 14 июня 2016 года возглавляет Владимир Пенязев. Профессиональную карьеру Пенязев (кстати, его дедушка 52 года отслужил в органах КГБ) начинал в Юго-Восточном округе Москвы, после занимал разные руководящие должности в следственных управлениях города и области. Главный следователь Новой Москвы примчался в отдел ночью и принялся лично спасать дела. По его словам, ни одно уголовное дело не пострадало — все материалы находились в огнестойких сейфах.
Впрочем, эту информацию местные жители, ставшие свидетелями, ставят под сомнение.
— Около 3.00 услышал сирену, подошел к зданию. Подбежал взъерошенный мужчина с портфелем, видимо, следователь. Он кинулся в дверь, а пожарные его выгнали, — рассказал очевидец.
В администрации поселения Сосенское пояснили, что следователям посчастливилось спасти лишь архив. Так или иначе, все уголовные дела, даже если они и пострадали, через некоторое время восстановят — так как копии есть в прокуратурах, судах и на электронных носителях следователей.
Ближе к утру эксперты установили — имел место умышленный поджог. И тут главный вопрос — кто поджигатель? Скорее всего, злодей — либо фигурант уголовного дела, либо его соратник, так как очевидно, что мотивом преступления послужило желание уничтожить уголовное дело и избежать уголовной ответственности. В производстве каждого следователя, как правило, находится по 15–20 уголовных дел, поэтому установить зачинщика бедствия будет довольно сложно. Первым делом следователи основательно побеседуют с охранниками СК, которые ночевали на первом этаже, — возможно, они как-то причастны к происшествию.
Сгоревшее здание на первый взгляд не подлежит реконструкции, местные чиновники найдут следователям другие помещения.
Как рассказывал в интервью Пенязев, Новая Москва имеет свою специфику — здесь ведется активное строительство с привлечением иностранной рабочей силы, поэтому 20% всех преступлений совершают мигранты. Из последних резонансных дел, в расследовании которых принимали участие следователи СО по ТиНАО, — бойня на Хованском кладбище, обрушение тоннеля на Калужском шоссе, где погибли двое рабочих.