ИЗ ДОСЬЕ "МК"
В сентябре 2016 года Следственный комитет РФ заявил об обнаружении древних захоронений во время строительных работ в центре Москвы, на территории Спасо-Андроникова монастыря. Ученые требовали остановить постройку стрелкового тира в этом месте, считая, что она приведет к уничтожению культурного слоя, датированного как минимум XV–XVII веками. Однако строительство не прекращалось, а останки в основном находили рабочие во время рытья котлованов.
После статьи «МК» в коридорах власти сильно напряглись и… попытались «понизить градус». Заговорили о том, что вот, мол, шум подняли напрасно и ничего особенно трагичного в истории с некрополем Спасо-Андроникова монастыря нет. Нет, дескать, даже достоверных доказательств, что именно здесь покоятся герои войн, представители московской знати…
— Это все игры: никаких сомнений ни у кого давно по этому поводу не возникает, — говорит заведующая отделом древнерусского и церковного искусства нового и новейшего времени НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, д.и.н., профессор, заслуженный деятель искусств РФ Анна Рындина. — Я была здесь в момент, когда некие археологи (люди, представлявшиеся так) начали вести раскопки. Они всячески скрывали то, что находили здесь, а потом мешки с черепами и костями выбрасывали в контейнеры… А ведь напомню: самый древний слой захоронений включает в себя останки погибших на Куликовской битве, а самый молодой датируется 1922 годом — и там кости расстрелянных противников советской власти…
За месяцы с начала скандала святое место посетили и ученые, и депутаты, и уполномоченный по правам человека, и много других важных людей. Всех их разорение древних могил шокировало, они пытались хотя бы затормозить процесс строительства, но… Экскаваторы, как и прежде, работали, тракторы гудели. А по ночам рабочие пытались избавиться от «следов». Несколько раз журналисты «МК» и ученые останавливали грузовики, загруженные вырытой землей. Однажды пришлось устроить целую погоню. Водитель машины, которую в итоге остановили на трассе, признался, что рейс — левый. Оно и понятно: санкций на вывоз культурного слоя никто не давал и дать не мог. В общем, грузовик мы развернули, землю он высыпал, а мы потом в ней нашли кости и черепа, которые бережно сложили возле храма неподалеку. После этого больше попыток вывести кости москвичей никто не предпринимал.
Но в тире практически завершили наружные работы.
— Есть только один ответ на то, почему саму «стройку на костях» не остановили, — предполагает Рындина. — За ней стоят люди не просто состоятельные, но принадлежащие к власти. Есть только один выход — привести сюда кого-то из первых лиц, показать все, и тогда, может, дойдет и до чиновников.
«Мы молимся об этом», — говорят в храме Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря.
Молитвы вместе с нашими запросами уже возымели действие.
— Останками грунта с мелкими костями (той земли, что хотели вывезти на мусорную свалку) в итоге выровняли территорию некрополя, — рассказывает доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС при Президенте РФ Сергей Карнаухов. — Это позволит археологам и исследователям в дальнейшем изучить уникальные исторические слои.
Хозяева стройки передали храму хорошо сохранившиеся костные останки из разоренных могил, обломки надгробных плит, элементы древних строений. Месяц назад ученые и священнослужители захоронили их первую часть на восточной стороне некрополя.
— 24 черепа (идентифицировать смогли только один из них — он принадлежит родственнику великого композитора Римского-Корсакова) и почти 100 кг костей аккуратно сложили в один гроб, — продолжает Карнаухов.
5 февраля земле предадут все остальные останки. Среди них будет почти целиком сохранившийся детский гробик с костями, который обнаружили буквально на днях, во время оттепели. На месте захоронений установят 40 крестов: они будут стоять посредине тех участков, где сгруппированы могилы, в соответствии с картой некрополя 1903 года.
В этот день пройдет городская панихида по всем москвичам, похороненным на этой территории за 650 лет существования обители. Но на этом все не закончится — есть целый план восстановления некрополя.
— Попытка воссоздать исторический облик погоста №1 в Москве — некрополя Спасо-Андроникова монастыря — является первой и, вероятно, наиболее правильной в новейшей истории, — говорит историк, научный сотрудник Историко-архивного института РГГУ Сергей Шокарев. — Несколько лет назад Музей архитектуры им. А.В.Щусева выходил с инициативой о передаче чудом сохранившихся надгробий, перенесенных туда после революции из этого некрополя. Пришла пора их вернуть на место.
Но в середине некрополя по-прежнему расположена бывшая советская пивнушка (или, как ее чаще называют, шашлычная). Владельцы объекта много лет судятся с церковью, пытаясь отбить территорию некрополя под размещение коммерческих объектов.
— В их планы входит, к примеру, размещение здесь медицинского центра, — рассказывает юрист Алексей Лузгин. — И надо сказать, что большую часть своих исков им удается пока выигрывать. Кто выдавал разрешение на производство строительных работ, установить пока не удается. Мы просим разобраться во всем следственные органы.
И над самим Спасо-Андрониковым монастырем нависла новая угроза. Связана она с грядущей реставрацией.
— Состоялись торги на проведение работ по реставрации строений объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» с финансированием из федерального бюджета Российской Федерации, — говорит профессор кафедры градостроительства МАрхИ Александр Малинов. — Когда читаешь техническое задание предстоящих работ, то возникает ощущение сюрреализма. Невозможно представить себе более дикую инициативу, чем та, которую поддержало Министерство культуры, выделив 13,3 млн рублей только на проектную документацию. Так, лот №1 предусматривает реставрацию возведенной в 1691 году церкви Архангела Михаила с усыпальницей бояр Лопухиных. В советское время в ней, в алтаре, была установлена лестница для удобства проживания более 100 семей работников завода «Серп и молот», а также несколько туалетов в пределах храма (в годы революции весь храм был переоборудован под общежитие). Сегодня вместо демонтажа этой лестницы предполагаются устройство лифта и расширение старых туалетов со строительством новых. Но главное — в подвале церкви, где расположено захоронение московской знати, где томились святитель Серапион и протопоп Аввакум, предусмотрено размещение гардероба, санузла и кафе. Деньги выделены. Подрядчик определен…
СПРАВКА "МК"
Храм Архангела Михаила возводится в XVII веке как усыпальница рода Лопухиных, из которого происходила первая супруга Петра I Евдокия Федоровна. Трехэтажный комплекс храма включает в себя несколько самостоятельных строений. Это Знаменская церковь в нижнем ярусе, ставшая усыпальницей Лопухиных, собственно храм с примыкающим к нему Петропавловским приделом и церковь Алексея-митрополита.
— Реставрация нужна, в этом нет сомнений, — говорит потомок рода Вадим Лопухин. — Но она должна сохранять, а не разрушать. И размещать в уникальном храме бытовые помещения было бы не совсем правильно. Многие столетия в нижней части хоронили представителей рода. Могилы сохранились, они остались непоруганными, их просто забетонировали. Не думаю, что посетителям кафе будет приятно здесь. Я надеюсь на разумный подход.
— Я часто видел, как женщины не заходят в те части храма, в которых ранее располагались алтари, — подхватывает Карнаухов. — Верующим понятно, насколько кощунственно эксплуатировать собор Архангела Михаила с его потрясающей историей по какому-то другому назначению (а там сейчас проходят выставки, концерты). Почему это непонятно руководству музея и Министерству культуры РФ — не ясно. Это удивительно, но именно сейчас секуляризация пространства Спасо-Андроникова монастыря набирает по-настоящему «советские» темпы. У руководства музея даже мысли не возникает начать в нем богослужения, восстановив иконостасы…
А вообще история вокруг древнего Спасо-Андроникова монастыря явила почти что чудо: ученые и священнослужители объединились в борьбе за его сохранение. И те и другие высказываются за возрождение монашеской жизни на его территории, за то, чтобы в храмах стали проводить богослужения.
— А строить здесь увеселительные учреждения — это большой грех по законам божественным и преступление по законам человеческим, — уверена Рындина.