МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Лучшее, новейшее — и все на Тверской

Геосетка, бесшовный асфальт и алмазные сверла: при реконструкции главной улицы Москвы использовали самые современные технологии дорожного строительства

Многие москвичи уже имели возможность оценить новый облик главной улицы столицы. Основные работы завершены. По новому асфальтовому покрытию зашуршали шины тысяч автомобилей, поблескивают на июльском солнце гладкими гранями гранитные тумбы и новенькая облицовка переходов, просторные тротуары приглашают прогуляться по ним вверх, к месту встречи влюбленных на Пушкинской, или вниз, к кремлевским стенам и Александровскому саду.

Фото: АГН «Москва»

Вид обновленной Тверской действительно непривычен многим москвичам — ни груды припаркованных в два ряда машин, ни сгустка проводов над головой, ни толкающихся на тротуарах прохожих. Как сказал герой одного из самых популярных советских фильмов — «Лепота!!!». На широких пространствах, отданных пешеходам, многие владельцы кафе собираются устроить летние веранды. Будущие гости кафе, да и гуляющие по Тверской москвичи будут сидеть не просто на улице, а под сенью липовой аллеи, которую высадят здесь осенью. 92 дерева оживят улицу.

— Оптимальное состояние для дерева, предназначенного к пересадке, — период покоя, вне периода вегетации, — говорит генеральный директор ООО ЭЦ «Экопочва-ЛД» Алексей Петелин. — Длится он с момента листопада до распускания почек — то есть это осень и весна. Для растений, выращенных в условиях культурной практики, этот период немного расширен, но все равно деревья в так называемом «полностью облиственном» состоянии не пересаживаются. Это чревато их гибелью.

Следует отметить, что в ряде случаев летняя посадка деревьев допустима, но при этом очень сильно вырастают эксплуатационные затраты за счет усиленного ухода в послепосадочный период. Такие работы нельзя производить при температурах выше +20 градусов. Кроме того, летняя пересадка не рекомендована для крупномерных деревьев.

Когда-то липы на Тверской были. Их вырубили в 1990-е. Бедные деревья не выдержали увеличившегося в разы потока машин — и большая часть их просто погибла. Теперь для обеспечения приживаемости будет применена новая для Москвы технология высадки деревьев с защитой корневой системы от грязи и реагентов. В настоящее время для будущих деревьев на тротуарах подготовлены специальные места, огражденные бордюром. Временно на них высажены цветы.

Тротуары же превратились в настоящие пешеходные зоны с гранитным покрытием, которое прослужит десятки лет. Это выгодно отличает его от асфальтового покрытия, долговечность которого на тротуаре составляет около 7 лет. Гранитный бордюрный камень тоже прослужит многие десятилетия. Для удобства пешеходов, включая маломобильных граждан, переходы через примыкающие к улице переулки выполнены на одном уровне с тротуаром. Освещаться все это будет энергоэффективными фонарями, облик которых воссоздан по историческим чертежам, хранящимся в музее «Огни Москвы». Воздушные провода были убраны в специальную кабельную канализацию.

Но работы по благоустройству еще не завершены. Скоро на Тверской появятся удобные современные остановки общественного транспорта с бесплатным Wi-Fi и электронными табло с расписанием. 11 информационных стел с точками доступа Wi-Fi будут установлены на тротуарах. А напротив зданий Театра имени Ермоловой и Центрального телеграфа, а также у Камергерского переулка расположатся небольшие стоянки такси. Планируется, что новый облик улица обретет к сентябрю.

Новое асфальтовое покрытие на проезжей части тоже заслуживает отдельного рассказа. Чтобы сделать его максимально устойчивым к тем колоссальным нагрузкам, которые ждут главную улицу столицы, здесь применили новейшие технологии. Теперь под гладким черным верхним слоем лежит настоящий слоеный пирог. Для усиления при укладке нижнего слоя использовалась геосетка из полимерных волокон — полиэфирный материал с нетканой подложкой, пропитанной битумом. Сетка позволяет увеличить срок эксплуатации нижнего слоя дорожного покрытия, поскольку обладает армирующими и противоэрозионными свойствами. Параллельно с ее укладкой велась работа по ремонту объектов люкового хозяйства: установка опорных бетонных плит и замена чугунного оборудования (57 штук). Вторым слоем заложен жесткий тип дорожной «одежды», где основным конструктивным слоем основания является марочный бетон. Верхний слой толщиной шесть сантиметров укладывался асфальтобетонной щебеночно-мастичной смесью. При приготовлении асфальтобетонной смеси в качестве основного связующего компонента использовалось полимерно-битумное вяжущее.

Применение современного модифицированного битума, разработанного с учетом климатических условий Центрального федерального округа, дает возможность улучшить свойства асфальтобетонной смеси при высоких и низких температурах, повысить сопротивляемость к деформации, увеличить срок службы дорожного покрытия. Проезжая часть становится более устойчивой к образованию трещин и колеи.

Асфальт на Тверской уложен единым ковром, без спаек, что позволяет ему служить дольше. Общая площадь ремонта дорожного покрытия Тверской, от Моховой улицы до Страстного бульвара, составила более 32 тысяч квадратных метров. На участок длиной 1,2 тысячи метров ушло около восьми тысяч тонн асфальтобетонной смеси.

Организация ливневки на реконструируемых улицах, наверное, самая обсуждаемая тема среди москвичей. На Тверской для отвода воды служит, во-первых, уклон улицы — поперечный и продольный, созданный под техническим надзором геодезистов. А структура ливневой канализации была полностью изменена. Водоприемные решетки расположены так, чтобы обеспечить нормативное отведение воды и избежать ее застоев. В местах, где рядом с тротуарами проходят водосточные трубы, устанавливают желоб шириной 160 миллиметров и глубиной 110–120 миллиметров. Вплотную к нему укладывают гранитную плиту, а после желоб накрывают водосточной решеткой.

После того как гранитная плита и бордюр установлены, а желоб упирается в бордюр, рабочие начинают бурить в нем отверстие, через которое будет вытекать вода. Станком с алмазной коронкой диаметром 80 миллиметров прорезают горизонтальное отверстие на всю ширину камня — 300 миллиметров. Алмазное бурение — почти бесшумная операция, оно не вызывает значительной вибрации, а значит, нет риска растрескивания материала. Вода через ливневую решетку стекает в желоб и через отверстие в бордюре попадает на проезжую часть. Оттуда она уходит в водосточную канализацию.

Тем же способом будут делать стоки и на других адресах, попавших в этом году в программу «Моя улица». Например, их установят на тротуарах Вознесенского и Староваганьковского переулков, Таганской улицы, Воздвиженки, Знаменки, Малой Дмитровки, Большой Якиманки и других.

Но все эти инновационные технологии не заставили нас забыть о глубокой в прямом смысле этого слова многовековой истории улицы. Обнаруженные в ходе создания кабельной канализации остатки средневековой деревянной мостовой и фундаментов исторических зданий планируется сохранить и законсервировать. Чтобы москвичи и гости столицы могли увидеть фрагменты древней Тверской улицы, на тротуаре будет сделана витринная экспозиция. Часть древней мостовой будет видна сквозь стекло.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах