Как рассказали «МК» художники, бетонные фигуры были созданы более полувека назад и с тех пор ни разу не реставрировались. В результате изначально белая поверхность скульптур покрылась темным налетом, а у «альпинистки» отвалились руки. Четыре года назад фигуры поместили под защитные короба. Восстановление композиции началось в марте этого года и продлилось четыре месяца. Работы проводились прямо на месте под открытым небом. Мастера восстановили «альпинисту» предплечье, правую руку и ледоруб. Чтобы не ошибиться с формами, за образец они взяли точную копию скульптуры, установленную на могиле Абалакова на Новодевичьем кладбище. А «альпинистка» после ремонта обзавелась новыми руками. Кроме того, реставраторы замазали трещины и сколы на скульптурах, покрасили и обработали их химией, защищающей поверхность от влаги и плесени, восстановили таблички на постаментах. Кстати, точно такую же пару покорителей горных хребтов Евгений Абалаков создал для Лужнецкой набережной. Правда, та композиция выполнена из бронзы. По мнению знатоков культурного наследия, любовь к образу альпинистов у скульптора была неспроста. Во-первых, он и сам был заслуженным мастером этого опасного вида спорта. А во-вторых, в бронзе и бетоне художник запечатлел память о самом опасном походе своей команды — восхождении на «Пик Сталина» (позже переименованный в «Пик Коммунизма», а затем — в «Пик Исмаила Самани») в 1933 году. Как говорят историки, из того похода не вернулись двое альпинистов. Предполагается, что именно они и стали прообразами скульптур.