«МК» выяснил, что в некоторые районы автобусы ходят в лучшем случае лишь в выходные. В будни людям приходится ждать их по нескольку часов, иногда — напрасно. В общем, новым жителям столицы иногда проще дойти пешком.
Как говорят аналитики, главным событием, оказавшим влияние на улучшение транспортной доступности Новой Москвы, стало открытие двух новых станций и дорожной развязки. Имеется в виду, что для пассажиров распахнули двери «Румянцево» и «Саларьево» (нагрузка на метро снизилась на 20%), а развязка на пересечении МКАД с Ленинским проспектом увеличила пропускную способность на 25–30%.
Кто бы сомневался, конечно, это важное действие чиновников. Скажем больше: планов — громадье. Поскольку в 2035 году население на присоединенных территориях должно достичь 1,5 млн человек, власти прикладывают усилия к созданию максимального количества рабочих мест. Удивительно, но не только в городах, но и в деревнях создаются административно-деловые и учебные центры. Причем это не просто малоэтажные дома, свойственные для деревень и сел: речь идет о 10 этажных офисных зданиях. Например, до конца 2016 года на территории Новой Москвы планируется открытие, в частности, четырех пожарных депо и подстанции Скорой помощи. По мнению руководителя Департамента проектного консалтинга и инвестиций «Бест-новостроек» Татьяны Шаровой, создание рабочих мест и развитие дорожной инфраструктуры жизненно необходимо.
Тем не менее многие аналитики удивляются: как можно считать, что развитие Новой Москвы позволит чувствовать себя ее жителям так же, как и людям, проживающим в пределах МКАД?
— Проживание на территории Новой Москвы, как и на любой другой территории, имеет и плюсы, и минусы, — комментирует «МК» управляющий партнер компании «МИЭЛЬ — загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. — По территориальной принадлежности Новая Москва — это столица, однако по природным характеристикам и ценовой политике застройщиков она вполне сравнима с престижными направлениями Подмосковья. Здесь покупатель может приобрести жилье по приемлемой цене, в хорошем месте, с замечательной экологией, получив при этом московскую прописку, — но для Новой Москвы характерен совсем другой уклад жизни. Одним из минусов является сложная ситуация с транспортной доступностью, отсутствие метро. Конечно, реконструкция Калужского шоссе идет активно, тем не менее этот факт не является основополагающим для выбора жилья в Новой Москве.
Коммерческий директор ГК INGRAD Евгений Сандлер считает, что основной плюс проживания в Новой Москве в том, что это Москва: «Престижная столичная прописка, статус столичного жителя, повышенные пенсии и социальные пособия, более низкая по сравнению с Подмосковьем плата за жилищно-коммунальные услуги. Одновременно присоединенные территории обладают и преимуществами, которой нет у «старой» Москвы. Например, более благоприятной экологической обстановкой, большим выбором форматов жилья: от индивидуальных домов и таунхаусов до квартир в проектах различных ценовых сегментов. Кроме того, цены на жилье в Новой Москве даже после заметного роста сразу после включения территорий в состав столицы все-таки остаются на более низком уровне, что делает квартиры более доступными».
— Собственно, средняя стоимость жилой недвижимости и ее аренды полностью отражает качество жизни, — полагает финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — К примеру, типовые квартиры на вторичке Новой Москвы, исходя из реальных сделок, по стоимости почти вдвое уступают аналогам из «старой» Москвы. Это не вызывает удивления. Так, по официальным данным, среднемесячная начисленная зарплата в области составляет 44 тысячи рублей (на основании этих данных можно представить средний показатель и по Новой Москве. — «МК»), а в Москве — больше 63 тысяч рублей. Само собой, в «старой» Москве уровень доступных общественных благ гораздо выше.
***
Между тем, согласно исследованию «БЕСТ-Новострой», увеличилось количество желающих продать квартиру в центре Москвы. Для анализа эксперты взяли двухкомнатные квартиры — они, как правило, востребованы и инвесторами, и теми, кто приобретает жилье для себя. Выяснилось, что за несколько месяцев расклад сил серьезно изменился. Так, год назад пятерка районов с самыми доступными «двушками» выглядела следующим образом: «Комсомольская», «Проспект Мира», «Павелецкая», «Белорусская», «Добрынинская». В середине мая 2016 года рейтинг несколько изменился, из списка доступных теперь исключен район станции метро «Белорусская», и его место заняла «Новослободская». Возле станции метро «Комсомольская» предложение «двушек» за год выросло почти в два раза. Но при этом район все равно остается самым дешевым по сравнению с остальными станциями на Кольцевой линии.
— Рост количества предложений о продаже 2-комнатных квартир в центре города может быть связан с несколькими факторами: отказ от арендного бизнеса по ряду причин (удорожание патента, рост налога на недвижимость, низкая доходность арендного бизнеса); пополнение вторичного фонда жильем, которое было достроено и введено в эксплуатацию в течение 2015 года; появление на реализации предложений от инвесторов в домах, которые были построены раньше; квартиры выставляются на продажу в связи с переездом собственника за рубеж, — комментирует председатель совета директоров компании Ирина Доброхотова «БЕСТ-Новострой».