Собрались как-то международник, экономист и преподаватель английского языка, и получилась… «Джангала» — пожалуй, самая необычная группа из выступающих в первый день прослушиваний. Теперь москвичи узнают, как звучит диджериду, ханг драм и индийская флейта мансури.
— Мы познакомились полгода назад в Варанаси, — рассказывает Александр. Он играет на австралийском духовом инструменте диджериду (извлекаемый звук невероятно похож на горловое пение). — Я по образованию преподаватель английского, в Индию поехал учиться. Мы там все трое и познакомились.
Колоритные ребята с дредами говорят, что никогда не играли на улице до этого. Хотя метро, по их словам, своей акустикой придаст инструментам удивительное звучание. Пока его расслышать сложно: рядом репетирует Оксана Дакинова на самкуре — иранских гуслях. Мелодия получается нежная и тонкая — Оксана не сомневается, что ее будет слышно в гуле московской подземки.
— Я сама из Калмыкии и по первому образованию — музыкант, — рассказывает девушка. — Второе — бухучет и аудит, а сейчас работаю в фармацевтической компании. Если получится пройти прослушивание, то запишу свой собственный диск.
А кому-то и записывать не надо: видео, на котором девушки поют в метро йодлем, уже набрало тысячи просмотров. Теперь они решили узаконить свою деятельность.
Мы с Дашей как-то на спор решили проехаться на эскалаторе в переходе на «Лубянку» и спеть наш тирольский йодль, — рассказывает солистка и «автор» йодля Настя, — множество положительных отзывов было! Мы решили — почему нет?
В «Альпенюнгс» — так называется группа — кроме голоса есть аккордеон и бас-гитара. Настя и Даша в цветастых платьях альпийских молочниц и их коллега Павел учатся в Высшей школе музыки имени Шнитке и работают по профессии — играют в ресторанах. И хотя, по общему мнению, уличные музыканты скорее самоучки, чем профессионалы, первых здесь было явное меньшинство. И каждый пришел за чем-то своим: кто-то себя показать и на других посмотреть, а кто-то с прямым намерением найти работу.
— У меня семья из четверых человек, всех кормить надо, — говорит саксофонист Артур Фоменко. — Играю всю жизнь, появился случай освоить новую площадку.
В такой роли — волнующихся участников — были недавно и некоторые из членов жюри, которым сегодня доверен выбор лучших.
— Из восьми коллективов, которые мы успели почти за час прослушать, мне пока запал в душу только один, — вспоминает артист Дима Догма, — у них невероятная энергетика. Но главный критерий, конечно, профессионализм. Неважно, метро это или нет, — он должен профессионально задавать настроение, причем хорошее. Конечно, мы их поддерживаем и подбадриваем. Я сам недавно волновался, когда участвовал в конкурсе «Жара».
Несмотря на то что сцена, пусть и уличная, для многих — постоянное место работы, перед выходом под софиты волнуются все.
Некоторым удается удивить жюри: выступление группы «Джангала» судьи записывали на мобильники, а слушатели в небольшом полутемном зале не дышали, слушая их «Морской бриз».
— А вы точно сюда пришли? — духовой квинтет в красных бабочках поразил певицу Юлию Плаксину качеством и слаженностью игры. — Жаль, что у меня уже прошла свадьба, а то бы позвала…
После небольшого перерыва подходят еще двадцать пять артистов — в кокошниках или строгих платьях, с гитарой или виброфоном, играющие блюз и джаз. Как нам рассказал директор Московского продюсерского центра Андрей Петров, результаты появятся уже через пару дней после второго прослушивания 21 апреля.
Между тем. Использовать шумоизмерители для определения уровня громкости инструментов, на которых играют в столице уличные музыканты, предложили властям общественники.
Как рассказал «МК» председатель Московской организации артистов уличного жанра Сергей Садов, такие карманные приборы для измерения громкости звука могут носить с собой, например, сотрудники туристической полиции или дружинники, которые патрулируют улицы и парки города. В случае необходимости они могли бы измерить с их помощью уровень шума, если вдруг кто-то решит, что музыкант играет слишком громко.
— Такой шумоизмеритель похож на обычный мобильный телефон, его можно носить с собой. Поэтому никаких дополнительных конструкций на площадках устанавливать не нужно, — пояснил Садов.
В настоящее время, напомним, столичные власти разрабатывают правила выступлений музыкантов на улицах города: определяют место, время и так далее. Как пояснил депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, согласно правилам, музыканты могут использовать звукоусилительные установки, но уровень издаваемого ими шума при этом не должен превышать 60 децибел. И проверять артистов по этому параметру, так или иначе, безусловно, будут.
Вместе с тем, по мнению Сергея Садова, в новых правилах помимо нормативов по уровню звука необходимо прописать и еще ряд очень важных нюансов, в частности, что музыкант имеет право получать от людей благотворительную помощь за работу, и это не будет расцениваться как попрошайничество.