«МК» разбирался, почему быстро и удобно — это пока не про нашу электронную систему.
Переход на электронный документооборот означает, что у нас теперь тоже, как во всей Европе, можно и за воду из дома заплатить, и ребенку дневник проверить. Система действительно полезная, а если говорить о многомиллионном городе — просто необходимая.
Единая медицинская информационно-аналитическая система появилась 4 года назад: до 2011 года в сфере здравоохранения города отсутствовало общее информационное пространство. «Жители города не имели возможности дистанционно записаться на прием к врачу и своевременно получить медицинскую помощь, — рассказывает пресс-секретарь Департамента информационных технологий Москвы Наталья Ворыханова. — Доступность медпомощи была на очень низком уровне, в поликлиниках выстраивались очереди. Ресурсы расходовались неэффективно, а система управления была непрозрачной. Именно эти проблемы в первую очередь и решает ЕМИАС. Система внедрена во всех поликлиниках Москвы, а это 660 медицинских учреждений».
Тем не менее пациенты пока не в восторге от масштабов автоматизации.
В медицинских кабинетах поселился обыкновенный бюрократизм
«Ребенку уже 3 года, и за все это время нормально только в терминалах поликлиники удавалось записаться, — пишет на форуме портала Екатерина. — Постоянно какие-то сбои, которые мешают записать ребенка к врачу из дома. Заметьте, что с маленьким ребенком в поликлинике практически жить приходится, так что это не мне не повезло, что «пару раз наткнулась на сбой», а это постоянно состояние системы».
«Год назад все работало отлично, — констатирует пользователь Катя. — А в период с весны 2015 года удалось записаться через ЕМИАС всего раза три. Остальное время «временные проблемы с сервисом», а надо было нам записываться много. У меня двое детей — диспансеризация, справки в сад, когда отсутствовали более 5 дней, в последние месяцы дети часто болели, так вот постоянно «временные проблемы».
«Приложение давным-давно не работает, — возмущается Ангелина. — Переустановила — вообще полис не регистрирует. Чтобы записаться к врачу, нужно не меньше часа: сидеть, постоянно обновлять страницу и видеть, что постоянно у ЕМИАС «что-то пошло не так!».
Таких комментариев на сайте хватит на отдельную гневную книгу. Как нам разъяснили в пресс-службе Департамента информационных технологий, получить доступ к системе москвичи могут несколькими путями: через портал госуслуг, мобильное приложение, круглосуточный колл-центр, терминалы в поликлиниках и сторонние информационные ресурсы, среди которых самым популярным неофициально является именно портал emias.info (создан сторонним разработчиком), предоставляющий через API своим пользователям электронные сервисы — запись к врачу, на водительскую медкомиссию. Популярен он по простым причинам: первый в поиске при запросе ЕМИАС, да и согласно счетчику на ресурсе пользуются им в сутки около 50 тысяч человек. Видимо, те 50 тысяч, которые смогли все-таки записаться к врачу.
Если судить по комментариям пользователей, сбоить система начала еще в прошлом году. В департаменте неполадки с работой объяснили регулярным ростом нагрузки на систему: дескать, постоянно ведется ее обновление и адаптация.
— В ходе плановых технических работ некоторые сервисы — например, система управления потоками пациентов, на которую завязан сервис дистанционной записи, — могут быть недоступны в определенный момент времени, — поясняет Наталья. — Но обычно такие работы проводятся в ночное время, чтобы не мешать врачам в часы приема пациентов.
По сообщениям пользователей системы, сбои происходят днем в рабочее время или утром, но никак не ночью. Из последних зафиксированных — система не работала 8, 9, 14, 19–21 марта. Зимой же сайт, по сообщениям пациентов, висел чуть ли не каждый день.
— В зимний период в связи с эпидемией гриппа нагрузка на систему может увеличиваться, — продолжают в пресс-службе департамента. — В этом случае всегда проводятся подготовительные работы — расширение вычислительных мощностей, проверка и отладка алгоритмов и так далее. В этот период пациенты могут сталкиваться с затруднениями при дистанционной записи по отдельным каналам, но всегда остаются альтернативные способы — например «горячая линия», инфомат или регистратура в поликлинике.
Только на календаре уже апрель, и эпидемия гриппа осталась в прошлом. Конечно, альтернативные варианты для регистрации нужны, и пациент может снять трубку или перейти на другой сайт. Но зачем тогда создавать электронную систему, работу которой никак не получается наладить? Эксперты пояснили нам, что проблемы могут быть не столько с технической точки зрения, сколько из-за бюрократических проволочек в работе всей системы.
— Самое большое количество проблем приходится на согласование работы заказчика и исполнителя, — рассказывает инженер-программист Вадим Рустамов. — Именно здесь и при коммуникации между различными ведомствами могут и возникнуть неполадки. Разработчики сами по себе далеко не глупые люди, хотя и их работа порой вместо двух часов может занять часов шесть. А вот при делегировании задач недопонимание обычное дело.
Само по себе масштабирование мощностей уже заложено в архитектуру: если вместо 10 тысяч пользователей в час приходит 100, то нужно произвести небольшие настройки и просто закупить дополнительные серверы, продолжают специалисты. При этом с полным отключением системы, как это было в случае ресурса ЕМИАС, они не сталкивались.
Автомобилисты платят за стоянку не по закону?
В такт ЕМИАС пользователи сообщают о сбоях в работе приложения «Парковки Москвы», через которое можно оплатить стоянку в платных зонах. 28 марта «Газета.ru» сообщила, что, по словам пресс-службы «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), «Московский паркинг» до сих пор устраняет последствия сбоя в приложении, произошедшие еще в декабре прошлого года.
«В приложении «Парковки Москвы» произошел технический сбой при обмене данными между информационными системами, последствия инцидента устраняются службой технической поддержки», — пояснили в АМПП «Газете.ru». Речь идет о масштабном сбое, который произошел, предположительно, в начале декабря прошлого года.
Причины того, что устранение неполадок затянулось на четыре месяца, в пресс-службе пояснить не смогли. При этом 29 марта «МК» в пресс-службе АМПП рассказали, что... не давали подобного комментария.
— К нам обратились по поводу сбоев в работе у единичного пользователя, — рассказали «МК», — естественно, речь не шла о неполадках во всей системе. Сама по себе она работает стабильно.
Однако же сбои действительно существуют.
— Все зависит от того, как спроектирована система и по какой методологии ведутся разработки, — продолжает Вадим. — Тестовый ли это проект (когда разработчики точно не знают, какой функционал реализовать и что именно выгодно для бизнеса) или уже конечный продукт с конкретным ТЗ и видением того, что именно должно получиться в итоге разработки. Судя по тому, что сервис появился вместе с самими парковками — около двух лет назад, вряд ли он работает в тестовом режиме. В приложение с хорошей архитектурой изменения вроде добавления новой мобильной платформы вносятся очень быстро, примерно за неделю. Если их приложение работало под смартфоны с Android, а после его адаптировали под iPhone, то только система с очень плохой архитектурой может так себя повести. Или же дело может быть совсем в другом.
По словам эксперта, причиной затягивания ремонта может стать опять же согласование работ заказчика и подрядчика во время разработки или доработки, внедрения.
Большие конторы делегируют работу так называемым интеграторам — разработчикам, которые и занимаются техническими моментами. Обычно сначала пишется техническое задание, потом идет процесс разработки... Но по факту: техзадание может писаться уже под написанную программу — и деньги выписываются по факту. Чтобы исправить постоянные сбои, нужно переписать приложение заново. Но никто так не делает: оплачивают поддержку до тех пор, пока она не становится убыточной, и только потом разрабатывают систему с другой архитектурой заново.
А самое интересное — не техническая, а юридическая сторона вопроса. Как рассказал нам координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, приложения «Парковки Москвы» вообще не существует.
— Наше законодательство предполагает, что за платную парковку плата должна взиматься наличными, — пояснил Петр. — Вы подъехали, запарковались и каким-то образом — через терминал или нет — оплатили наличными. В Правилах дорожного движения таких понятий, как «приложение» или «безналичный расчет», нет. Сложно говорить о работе того, чего не существует. Непонятно, на какой правовой основе взимается плата. Приказы Департамента транспорта не могут быть выше постановления правительства, утверждающего именно оплату наличными.