Этот район на Мосфильмовской улице вполне можно назвать элитным. Но не в том смысле, что у каждого здесь живущего пара золотых унитазов в квартире и «Бентли» под окнами. В начале 1970-х этот участок между территорией «Мосфильма», Университетским проспектом и Мосфильмовской улицей отдали Министерству обороны. Здесь были построены Институт военной истории, гостиница для приема военных делегаций из стран Варшавского договора «Союз» и шесть домов для военных. Каждый дом украшен мемориальными досками. Кавалер 4 орденов Ленина, ветеран Великой Отечественной войны генерал армии Гареев М.А, лауреат государственной премии в области военной техники генерал-полковник Зазулин Н.А, ветеран войны генерал-майор Бурылин В.С. — вот лишь несколько фамилий из огромного перечня уважаемых жителей.
Район действительно удивительный. Голубые ели, витиевато закрученные тропинки на склоне холма, заросший березами овраг.
— В этом овраге снимал свои сказки Александр Роу, а вот по тому склону спешил на свидание к Тосе герой «Девчат», — рассказывают встретившие меня активистки района — старшие по домам и подъездам.
Мирная жизнь района была нарушена, когда госпожа Евгения Васильева, начав карьеру руководителя департамента имущественных отношений Минобороны, продала гостиницу «Союз» за 700 с небольшим миллионов рублей (по мнению специалистов — как минимум на 200 млн рублей меньше рыночной стоимости). Новый владелец обещал сделать из бывшей военной гостиницы четырехзвездочный отель, но передумал в пользу бизнес-центра.
Шикарный парк при гостинице — с вишневым садом, роскошными каштанами и голубыми елями — вырубили и организовали там платную парковку. Но с машино-местами была напряженка, и владельцы бизнес-центра организовали еще и парковку на «прилегающей территории» — то есть во дворах жителей.
— Нам приходилось наших ветеранов до «скорой помощи» нести на руках. Машины не могли пробиться к подъездам. Последней каплей стало то, что наших ветеранов стали грабить. Били, отбирали пенсию. Потрошили наши машины, — рассказывает местная жительница Наталья Зазулина. — И каждый раз правоохранительные органы отмечают, что «преступник скрылся на машине, воспользовавшись сквозным проездом». Мы решили взять свою безопасность в свои руки. Установить камеры. И закрыли наш участок пятью шлагбаумами.
Подготовились к установке серьезно. В соответствии с постановлением правительства Москвы № 428-ПП от 2 июля 2013 года собрали подписи, согласовали проект с советом муниципальных депутатов и префектуре. Получили одобрение в мэрии. И вот 1 января 2016 года шлагбаумы отгородили жителей района и от двух больших улиц и машин бизнес-центра. Вздохнули с облегчением.
— Полторы тысячи ветеранских семей собрали 2,5 миллиона рублей и тратят каждый месяц еще 90 тысяч на содержание круглосуточного поста охраны с двумя дежурными, — говорит старшая одного из подъездов Людмила Хижина. — Сейчас у нас предусмотрена обязательная возможность проехать на закрытую территорию и тем жителям, кто не платил за шлагбаумы, и машинам доставки, и различным аварийным службам.
Но счастье длилось недолго. 9 февраля шлагбаумы со стороны бизнес-центра были снесены. За разъяснениями жители обратились в управу и префектуру, но ответа так и не дождались. Муниципальные депутаты встали на защиту прав жителей, и решение об установке шлагбаумов осталось в силе. Однако шлагбаумы на место возвращены не были, и на тротуарах района снова вольготно расположились машины офисных сотрудников.
— Дорога, о которой идет речь, проходит не просто между домами. В этом месте справа дома, а слева организации. И, собирая голоса за установку шлагбаумов, нужно было принять во внимание и те организаций, которые расположены слева, — выступая на собрании муниципальных депутатов, сказал глава управы Владимир Хихленко. — Управа получила указания Госпожнадзора, которое я как глава управы должен выполнять. Это указание касается ограничения доступа на территорию Института военной истории. Доступу этому мешает один из шлагбаумов.
Для «МК» Владимир Хихленко пояснил:
— У нас есть предписание инспекции по недвижимости и пожарной инспекции. Шлагбаум на въезде от бизнес-центра был демонтирован, чтобы могла проехать техника для демонтажа стационарного, запертого на цепь шлагбаума, закрывающего внутренний проезд к Институту военной истории. Разумеется, мы вернем на место поднимающийся шлагбаум на въезде на придомовую территорию. Это собственность жителей. Мы его не демонтировали. Там стрела была только аккуратно откручена и поставлена сбоку.
Жителям обещали собрать рабочую группу для достижения результата, который устроил бы все стороны конфликта. На следующий день глава управы распорядился вернуть стрелу шлагбаума жителям и даже обещал ее установить на место. «МК» будет следить за развитием событий.