Только-только москвичи забыли «хулиганский» плакат с вождем народов «Помер тот, помрет и этот», как в центре внимания оказался новый постер. Оказалось, что московские власти не разделяют взглядов средневекового художника Босха на земные наслаждения.
— С 1 марта в рамках рекламы выставки «Босх. Ожившие видения» мы разместили 10 плакатов с частичным изображением полотна «Сад земных наслаждений», — рассказывает Наталья Рубина, сотрудник центра, где должна была пройти выставка. — Мы не придумали ничего нового: наш дизайнер просто вытравил из картины некоторых персонажей и поместил их на постер.
Плакаты успели провисеть меньше двух недель, как их заметили в Департаменте СМИ и рекламы. Как считают в самом центре, чиновники могли признать изображения неэтичными.
По словам Рубиной, в рекламной компании, к которой они обратились, предупреждали, что с размещением плаката могут быть проблемы. Но при этом четких правил в законодательстве для запрета размещения подобной рекламы не существует, как и определения этичности плаката.
Различные рекламные компании расходятся во мнениях, нужно ли согласовывать плакат в Мосгортрансе или комитете по рекламе: где-то нас заверили, что процедура обязательна. Тогда имеет место явный конфликт между власть имущими: одной рукой они дают, а другой забирают. Но скорее всего, как предположили в одном рекламном агентстве, никакой консультации с ведомствами не было.
— В принципе, если не идет полного брендирования остановки, то есть агентство не занимает полностью все стенки, то вопросами размещения занимаются только юристы фирмы, — пояснили «МК». — Они уже, в свою очередь, принимают решения, основываясь на законе о рекламе и этических и религиозных убеждениях, принятых в регионе. И это все очень субъективно. Видите, этих юристов обнаженные тела и цветочек в соответствующем месте не смутили. А вот какому-нибудь бдительному гражданину они не понравились, и он обратился в департамент. Ведомство обязано отреагировать на запрос.
В рекламном агентстве, разместившем плакат, рассказали, что сами не консультировались с юристами: это делал уже непосредственно владелец остановки. Получить комментарий у владельца рекламного места и в Департаменте рекламы не удалось.
Получается, что тонкая грань между «можно» и «нельзя» отдана на откуп юристам и москвичам: если их устроит вид шедевра на плакате, то его оставят. Только нормы морали и взгляды на допустимые откровения в искусстве у всех разные: кому-то и «Рождение Венеры» Боттичелли, и наш Кустодиев с «Красавицей» могут показаться недопустимыми.
В самом центре дизайна удивлены скорее тем, что власти города смогли предъявить претензии к произведению искусства или увидеть какой-то призыв к совершению действий сексуального характера на средневековом полотне.
— Когда мы готовили выставку, посвященную Микеланджело, то так же по городу размещали плакаты со статуей Давида, — вспоминает пиар-директор центра дизайна. — Как вы знаете, Давид там тоже не совсем одет. Боялись, что постеры снимут. Но нет, они провисели без проблем.