МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Уникальный квартал начала прошлого века «Погодинская» может пойти под снос

Строители ведут себя неконструктивно

От стен Кремля до квартала «Погодинская» всего два километра: по узким улочкам, мимо облагороженных старинных домов с яркими витринами, мимо церквей и скверов. В 20-х годах прошлого века по проекту архитекторов Волкова, Островского, Бибикова там построили семь домов в конструктивистском стиле: со срезанными углами, выступающими балконами и лоджиями. Почти 90 лет в районе кипела обычная московская жизнь, пока в 2000-х поселок не расселили, а дома не оставили пустовать. Но в январе этого года активисты движения «Архнадзор» забили тревогу: строения с почти вековой историей могут снести.

Фото: Кирилл Искольдский

«МК» прогулялся по конструктивистскому кварталу и разобрался, сколько осталось знаменитому рабочему кварталу в Хамовниках.

После шумной и живой Плющихи молчаливый квартал на Погодинской улице пугает своим запустением. Передо мной — если верить табличке — особо охраняемая территория, с затянутой зеленой сеткой воротами. Проходим через них. Желтые пятиэтажки кажутся временными декорациями к фильму ужасов: отвалившиеся балконные балки раскачиваются на ветру и выбивают последние стекла в черных глазницах пожелтевших стен. Дворы между домами наполнены какой-то жуткой безлюдной тишиной. Легко представить, как лет двадцать назад в воздухе там висел гвалт из детских криков и стука костяшек домино и запах жареных котлет из открытых окон первого этажа. Дома умерли уже давно. Жильцов выселили больше пяти лет назад, и теперь, по поэтической традиции, в коридорах гуляет только ветер.

Иногда попадаются окна, не закрашенные черной краской: вот на подоконнике забытый плюшевый мишка, горшки от цветов или коробки с гайками. Вернуться никто и не пытается. Замки на железных дверях с вырванными домофонами давно заржавели, а дорожки к подъездам завалены нерастаявшим снегом. Дома зажаты с двух сторон прошлым и будущим: перед ними, на улице Тружеников, — два белых строения, всего на год младше своих соседей с Погодинской и похожих на них как братья-близнецы (в них до сих пор живут москвичи). Позади, на Погодинской, 4, — элитная многоэтажка с колоннами, больше похожая на дворец или роскошный отель.

— Скоро и здесь такая же будет, — говорит охранник из серой будки. Он выскочил почти сразу, стоило мне приблизиться к одному из открытых подъездов. — Снесут, точно вам говорю, к лету. Это уже решено. Да и кому они нужны?

Непримечательные на первый взгляд пятиэтажки квартала на самом деле пример конструктивистской архитектуры.

— Конструктивизм — это единственное движение в советской архитектуре, которое привлекало западных специалистов, — рассказывает писатель и историк Москвы Александр Васькин.— Иностранные архитекторы специально приезжали, чтобы учиться строить такие дома. Рабочий поселок Погодинская — пример конструктивизма — строился специально для советской технической интеллигенции и инженеров заводов «Каучук», «Гознак», «Памяти революции 1905 года». Это был такой самодостаточный район: жилые дома и клуб «Каучук» по проекту Константина Мельникова, где рабочие могли собираться по вечерам.

Каждый из домов имеет свое уникальное лицо: скошенные углы, балконы и лоджии, выступающие так, будто большой ребенок наугад разбросал гигантские кубики. Это создает особую динамику и выразительность строений.

Фото: Кирилл Искольдский

Как рассказал «МК» Александр Васькин, район строили именно в Хамовниках неспроста: там должно было пройти еще одно Бульварное кольцо. И Погодинская была бы связующим звеном в развитии Москвы.

— Я сам был в этих пожелтевших пятиэтажках на Погодинской, — продолжает Александр, — с точки зрения пространственного расположения в интерьере они были очень рационально сделаны. Все пространство экономно использовалось для жизни.

По словам историка, в квартирах на первых этажах был выход на улицу прямо через балкон, и никогда не засорялась канализация. Холодильник, например, был уличным: то есть располагался под массивным подоконником, и продукты охлаждались воздухом с улицы, прием потом применили в сталинских домах.

— В квартирах такого рода сохраняются достоинства, отсутствующие во многих современных новостройках, — рассказывает Константин Чаморовский, координатор общественного движения «Архнадзор». — Высокие потолки (не менее 3 м), сквозное проветривание, вентиляция всех жилых помещений, а не только санузлов, а также кладовки и стенные ниши для холодных шкафов.

На срезанном будто огромным лезвием углу одного из «погодинских» домов встречаю Дмитрия Николевича — он уже тридцать лет живет в одном из двух белых домов напротив.

— В самих квартирах я не был никогда, — рассказывает интеллигентного вида пенсионер. — Зато был в подвале одного из домов. Там удивительные арочные потолки, таких подвалов больше не делают. Вы не смотрите, что у нас такой свежий на вид дом — он всего на год младше своих «братьев» с Погодинской. Квартиры в чем-то похожи: высокие потолки и много света. Естественное освещение создает удивительную атмосферу, все продумано: узкий коридор заканчивается балконом, окна есть, простите, даже в туалете.

Однако среди всех плюсов квартир на Погодинской нашелся один минус, который и позволил застройщикам заинтересоваться землей в центре столицы.

— В домах деревянные перегородки, и они давно пришли в негодность. Конечно, их надо было реставрировать, а никак не сносить, — замечает историк Москвы Александр Васькин.

Но ни встреченный мною жилец соседних домов, ни охранник, ни сотрудники «Архнадзора» не подтвердили эту информацию. По словам Дмитрия Николевича, пол там представляет собой бутерброд из стальных балок и деревянного покрытия, которое можно заменить.

— На прошедшем в 2009 году заседании экспертной комиссии при Москомнаследии рассматривалась судьба большей части конструктивистских рабочих поселков, расположенных в Центральном округе, и им, в том числе и Погодинской, было отказано в статусе выявленных объектов культурного наследия, — продолжает Константин.

В 2012 году на заседании «сносной» комиссии было решено отказать в сносе и сохранить семь конструктивистских поселков, в том числе и то, что осталось от Погодинской. Казалось бы, можно выдохнуть — поселок спасен.

Однако 30 декабря 2015 года был выдан ордер ОАТИ на установку временных ограждений, бытовок и других сопутствующих строительству объектов по Погодинской улице, 2/3.

На наш запрос по поводу законности выдачи ордера в ОАТИ ответили, что «решением Московского городского суда от 25 декабря 2015 года деятельность Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов градостроительной деятельности прекращена. Указанное решение вступило в законную силу». Не ясно только, исчезнут ли решения комиссии вместе с ней.

Дома на Погодинской пока стоят безлюдные, огороженные зеленой сеткой, в ожидании экскаватора или реставраторов. По словам охранника, сровнять с землей строения должны к лету.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах