Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уверен: столичному стройкомплексу никакой кризис не страшен. Опыт работы в сложных экономических условиях у него и его команды есть. В 2010-м, когда Марат Шакирзянович начал трудиться в должности руководителя Департамента городского строительства, столица как раз переживала последствия кризиса 2008 года. К началу 2011 года было достигнуто дно, а потом начался резкий рост.
— У нас в городе живут и работают фактически все крупные девелоперы, есть огромное количество профессионалов в области недвижимости и строительства. В столице самое большое количество образованных людей, много молодых студентов, а это наш потенциал на будущее, — оптимистично заявляет Хуснуллин. — Кроме того, кризис в какой-то мере для строительной отрасли может даже сыграть в плюс. Он дает стимул к развитию отечественного производства, технологий. Так что с таким огромным потенциалом, какой есть у Москвы, мы переживем любые кризисы.
— Марат Шакирзянович, как влияет непростая экономическая ситуация на московские проекты?
— Сложилась интересная ситуация. Инвестиционная активность не снизилась, а выросла: в прошлом году мы выдали разрешений на строительство на 1 млн кв. метров недвижимости больше, чем в 2014-м. Скорее всего, причина этого — в инерционности рынка: в предыдущие годы было выдано много градостроительных решений, и строители продолжают получать по ним разрешения на строительство. С другой стороны, мы видим, что активность инвесторов на некоторых стройках снизилась. За разрешениями на строительство офисов практически не обращаются. Спрос на офисы сейчас снизился, и многие инвесторы просят пересмотреть проект и разрешить, к примеру, построить взамен офисов жилье или торговлю, и город идет навстречу. Кстати, в том числе и это помогло нам в 2015 году достичь рекордных показателей по вводу жилья, каких не было еще с докризисного 2007 года: ввели 3,8 млн кв. м жилой недвижимости, что превысило как наши плановые расчеты (3,4–3,5 млн кв. м), так и показатели 2014 года (было введено 3,3 млн кв. м). Подобная тенденция (падение спроса на офисы), по всей видимости, будет сохраняться и в текущем году.
— Сейчас федеральное правительство решает, будет ли оно в дальнейшем субсидировать ипотечное кредитование (срок действия программы поддержки ипотеки заканчивается в марте). Насколько важно для Москвы положительное решение этого вопроса?
— Если решение будет принято, то, думаю, по жилью в этом году мы вполне сможем выйти если и не на аналогичные объемы, то на 3,5 млн квадратных метра наверняка. Кстати, не снизил город темпов и по строительству социальных объектов. По итогам 2015 года, построено как за бюджетный счет, так и на деньги инвесторов и введено в эксплуатацию 27 детских садов, 19 школ и блоков начальных классов, 14 объектов здравоохранения, 3 объекта культуры, причем из числа долгостроев (Гнесинка, школа им. Танеева и знаменитая «Геликон-опера»), 10 спортивных объектов, включая такие знаковые, как арена «Мегаспорт» и Ледовый дворец на ЗИЛе (где уже в этом году пройдет чемпионат мира по хоккею с шайбой). Построено и введено больше 9,1 млн кв. м недвижимости, что не только превысило показатели 2014 года (когда мы сдали 8,7 млн кв. м), но и наши плановые расчеты на 2015 год, и стало рекордным показателем за всю современную историю Москвы. Настоящий рекорд поставили в дорожном строительстве: ввели почти 100 км дорог, что превысило плановые показатели (ожидали 88 км) и показатели 2014 года (86 км).
— Каковы приоритетные направления городской строительной политики? Приходится ли сокращать расходы на их реализацию?
— Приоритетным направлением работы всего стройкомплекса было и остается транспортное строительство. Почему такое внимание именно этому сегменту? Потому что мы прекрасно понимаем: если строится метро, реконструируются и появляются новые дороги, эстакады, тоннели, транспортно-пересадочные узлы, в Москве не просто улучшается транспортная ситуация, но и развивается экономика. Ведь туда, где появляется транспортная инфраструктура, немедленно приходят и инвестиции, начинает строиться недвижимость — жилая, коммерческая, а это новые рабочие места и новые налоги в бюджет. Поэтому мэр Москвы принял, считаю, важнейшее решение ни в коем случае не сокращать расходы на строительство транспортных объектов. Средства на их возведение заложены в Адресную инвестиционную программу на 2016–2018 годы и составляют колоссальную сумму — более 1 триллиона рублей, 70% расходов всей программы на ближайшие три года. Только по части метро у нас сегодня в стройке находится 60 км линий, 35 станций и 5 депо. Мы обеспечили серьезный задел на будущее, который позволит уже в этом году ввести более 20 км линий и 12 новых станций, что может стать рекордным вводом за всю 80-летнюю историю московского метростроения.
— Какова судьба других ключевых для города проектов?
— Все они включены в принятую Адресную инвестиционную программу на ближайшие 3 года, и под них выделено финансирование. Собственно, эта программа является нашей главной антикризисной мерой, потому что мы сохраняем бюджетное финансирование метро, дорог, жилья в рамках выполнения социальных обязательств перед москвичами, социальных объектов, а также важнейших инфраструктурных объектов, в том числе в рамках подготовки города к предстоящему чемпионату мира-2018 по футболу. Все объекты являются объектами госзаказа, и контракты по ним с подрядчиками заключаются в рублях. А значит, курсовая разница на себестоимость строительства практически не влияет. Доля импорта у нас в строительстве и так традиционно невысока, а благодаря принятым городом мерам по импортозамещению сведена к минимуму. Но и по тем позициям, где без импортной составляющей обойтись никак нельзя (например, щиты для метро, высокоточные станки, звуковое оборудование для театральных сцен), покупки были произведены заблаговременно, еще по старому курсу валют.
— Москва активно разрабатывает новый генеральный план. В чем отличия генплана от мастер-плана? И чем новый генплан будет отличаться от действующего?
— Между мастер-планом и генпланом существуют принципиальные отличия. Мастер-план — это документ стратегического пространственного планирования. Он носит в первую очередь целевой характер, содержит методологию реализации долгосрочной стратегии развития. В его составе разрабатываются цели и задачи пространственного развития, принципы и направления политики этого развития, перспективы формирования системы расселения и т.д. А генплан — это документ территориального планирования, он в большей степени детализирован, сконцентрирован на регулировании вопросов землепользования и размещения в городе тех или иных объектов. В составе генплана устанавливаются границы функциональных зон, фиксируются транспортные коридоры, определяются необходимые объемы инженерной и транспортной инфраструктур. Сейчас наши усилия сосредоточены в первую очередь на работе по актуализации действующего генплана. Документы стратегического планирования региона могут быть подготовлены исключительно на основе и в увязке с аналогичными документами Российской Федерации, которые в данный момент находятся еще в разработке. Для Москвы же определена первоочередная необходимость подготовки именно актуализированного генплана. Мы провели огромную работу — и по разработке нового генплана, и по разработке новых правил землепользования и застройки. Эти документы планируем утвердить уже в этом году.
— Почему вас не устраивает действующий генплан, принятый в 2010 году?
— Он давно не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Во-первых, за счет повышения роста экономического благосостояния населения машин в городе стало значительно больше, чем планировалось. Вторая ошибка также напрямую связана с экономикой. В городе вроде бы прописано 12 млн населения, а по всем нашим подсчетам, меньше 15 млн человек в день не находится. Разница в 3 млн человек влияет на все: на транспорт, на плотность, на трафик, на покупательскую способность и так далее. Третье — старый генплан не учитывал присоединенных территорий, поскольку они вошли в состав города только 1 июля 2012 года.
— В Новой Москве идет активное жилищное и дорожное строительство. Покупатели все чаще предпочитают покупать квартиры не в пределах МКАД, а на присоединенных территориях. А разрабатывается ли отдельный генеральный план развития Троицкого и Новомосковского округа города?
— Первое, что мы сделали, когда эти территории вошли в состав Москвы, — провели огромную работу по пересмотру всей ранее выданной властями Подмосковья документации, привели ее в порядок в соответствии с нормативно-правовыми документами Москвы. Разумеется, возникла необходимость разработки генплана развития этих территорий, поскольку до присоединения существовали лишь обособленные друг от друга генпланы отдельных муниципальных образований Московской области. И развиваться эти территории могли либо по своим старым генпланам, либо — уже после присоединения к Москве — по проектам планировок, прошедшим публичные слушания.
Генплан развития этих территорий и правила землепользования и застройки мэр поручил нам подготовить и утвердить к июлю этого года. Самый главный шаг мы уже сделали, а именно — разработали, приняли и утвердили территориальные схемы развития ТиНАО, которые как раз и являются основой генплана и правил землепользования и застройки. Эту колоссальную работу мы провели в рекордно короткие сроки — за 2,5 года. А уже генплан плюс ПЗЗ позволят детально проработать схемы развития каждого района и каждого населенного пункта. Для того чтобы новый генплан развития этих территорий максимально отвечал интересам местных жителей, мы уже в конце прошлого года приступили к проведению публичных слушаний и обсуждений. По их итогам будут учтены замечания и предложения жителей, которые найдут свое отражение в генплане.
— Не могу не спросить про серьезнейшую московскую проблему — пробки. В последнее время движение на дорогах улучшилось, но тем не менее заторы случаются. Какие меры, на ваш взгляд, позволят стабилизировать ситуацию?
— Нам действительно удалось переломить сложившийся негативный тренд и реально улучшить транспортную ситуацию в мегаполисе. Достаточно сказать, что много лет подряд Москва занимала по пробкам первое место в мире. И буквально за последние четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16 процентов, при этом на 25% — только за последний год. В итоге Москва уже по итогам 2014 года в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom впервые сместилась с первого места на четвертое — после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. Конечно же, достичь таких результатов одним только строительством дорог и реконструкцией развязок и магистралей мы бы не смогли. Улучшить ситуацию удалось благодаря целому комплексу мер, принятых по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина. Благодаря реализации беспрецедентной по масштабам программы развития метрополитена горожане, получившие в шаговой доступности метро, пересели с автомобилей и городского общественного транспорта в подземку. Помогли и меры по ограничению парковочного пространства в центре.
Уже в прошлом году по сравнению с 2014-м скорость движения транспорта на основных магистралях выросла в среднем на 3–4 км в час: на МКАДе — с 61 до 65, на Третьем транспортном кольце — с 52 до 54, на Садовом — с 44 до 48, на вылетных магистралях — с 38 до 41 километра в час. Вообще, за 5 лет мы построили в Москве свыше 400 км дорог, а это 10% всей существующей в городе улично-дорожной сети.
— Расскажите о ближайших планах по строительству и реконструкции дорог.
— Мы в этом году полностью завершаем реконструкцию всех вылетных магистралей. Напомню, что за 5 лет в Москве их уже реконструировано 8, а в этом году закончим работы на Рязанском шоссе, шоссе Энтузиастов, Щелковском шоссе, а также на Волоколамском шоссе, где будет введен в строй путепровод на пересечении с Малым кольцом железной дороги. Кроме того, сдадим участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и начнем работы на другом участке этой магистрали: от развязки Вешняки—Люберцы до южной части Четвертого транспортного кольца, а в западной ее части стартует строительство участка от Фестивальной улицы с выходом на Дмитровское шоссе.
Будут проведены работы и на участке Северо-Западной хорды от Ленинградского шоссе с выходом на улицу Мневники через улицу Народного Ополчения и тоннель на пересечении с улицей Берзарина. Планируется приступить к реконструкции улиц Генерала Дорохова (от Аминьевского шоссе до МКАДа) и Рябиновой, а также к строительству транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с улицей Генерала Дорохова. В скором времени начнутся строительные работы и на участке Южной рокады от Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы, ввод которого позволит вывести транспорт от Балаклавского проспекта до Каширского шоссе с выходом на улицу Борисовские Пруды. Эти работы мы завершим в 2017 году.
В наших планах также завершение первого этапа реконструкции Калужского шоссе, развернем стройку на участке Солнцево—Бутово—Видное от Киевского до Калужского шоссе. Кроме того, в 2016 году будет уделено большое внимание строительству межрайонных связок. Сейчас из-за отсутствия таких коротких путей водителям иной раз приходится совершать перепробег от 1,7 до 10 км, тогда как мировая норма — 1,2–1,3 км. В итоге москвичи смогут перемещаться между районами без выезда на основные и вылетные магистрали. Эти дороги важны для города не меньше, чем крупные магистрали и развязки. Они окажут большое влияние на транспортную обеспеченность многих городских объектов, и за счет уплотнения вот этой дорожной сети ситуация на дорогах значительно улучшится. В этом году начнется формирование улично-дорожной сети в Мневниковской пойме и строительство дорог на территории промзоны ЗИЛа. В частности, возведем новую эстакаду через железнодорожные пути, а также связку между платформой ЗИЛа на МКЖД и станцией метро «Технопарк». Начнутся работы на Симоновской набережной от уже существующего участка до Третьего транспортного кольца и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Эта сеть позволит обеспечить удобную транспортную доступность к строящемуся парку развлечений в Нагатинской пойме.
— Как продвигаются работы на Малом кольце железной дороги?
— Снижению нагрузки на дороги поспособствует и запуск в этом году пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, которое мы фактически рассматриваем в качестве полноценного наземного метро. Московская кольцевая железная дорога будет интегрирована с подземкой посредством транспортно-пересадочных узлов, к строительству которых мы также уже приступаем. Работы на 15 из 31 станции МКЖД в настоящее время полностью завершены, и тестовое движение по кольцу планируем запустить в апреле этого года. Кроме того, в рамках модернизации Малого кольца железной дороги до конца первого полугодия завершим строительство четырех путепроводов через железнодорожные пути, включая автодорожный и трамвайный Волоколамские, Богородский, завершим переустройство инженерных сетей в районе Коптевского путепровода. Курский и Ярославский вокзалы разгрузятся на 40%. Кроме того, к запуску движения по МКЖД разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Чтобы создать пассажирам комфортные и безопасные условия, до конца этого года будут также обустроены нормальные подъезды и пешеходные дорожки, ведущие к станциям и ТПУ.
Первые пассажиры смогут воспользоваться новым для Москвы видом городского общественного транспорта уже в сентябре этого года, когда мы планируем запустить по кольцу полноценное движение поездов.
Пользоваться услугами МКЖД ежегодно смогут 300 миллионов человек. Кроме того, МКЖД частично перераспределит транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города и обеспечит транспортную доступность примыкающих к кольцу промзон, которые в перспективе ждет реорганизация. Для обслуживания промышленных предприятий и транзита грузовое движение на МКЖД будет сохранено.
— Спасибо за интересный и подробный рассказ!