Конечно, новогодние каникулы спасли городские службы от стандартного в таких случаях возмущения автовладельцев. Машин в самый снегопад было мало, глобальных пробок на выходные дни, по понятным причинам, не наблюдалось. Не вызвало коллапса и двукратное закрытие Волоколамского тоннеля — 2 января и 9 января. Открыли его только во второй половине дня 10 января.
Коммунальщики работали. Только за субботу 9 января московские дороги расчищали и обрабатывали противогололедными реагентами четыре раза, на улицах держали оборону от стихии 7,5 тысячи снегоуборочных машин, самосвалов и разной прочей малой механизации. С не меньшим упорством коммунальщики отогревали и Волоколамский тоннель.
Однако следует помнить, что снег, падающий с неба, и лед внутри тоннеля — это вовсе не одно и то же. Первый выпадает не по нашей прихоти, а второй образуется по вполне человеческим причинам. Которые, судя по всему, носят системный характер. Волоколамский тоннель уже закрывали на несколько дней из-за наледей в конце 2013-го и начале февраля 2014 года.
С чем это может быть связано? С сугубо физическими причинами — конденсацией влаги и последующим ее замерзанием. Либо — а именно такие причины назывались при прошлых обледенениях — нарушениями при строительстве тоннеля, то есть недостаточной гидроизоляцией и замерзанием просочившихся грунтовых вод. «В любом случае требуется детальное обследование тоннеля для точного выявления причин образования наледей», — говорит доцент МАДИ Алексей Агеев.
Есть еще и ответ от городских коммунальных служб. Согласно ему дело не столько в наледях, сколько в специально запланированных работах.
По словам зама мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, которые приводит «Российская газета», регламентные работы в тоннеле специально проводили в каникулы, когда машин в городе мало. В частности, была проведена и водооткачка. В дальнейшем его планируют эксплуатировать без остановки движения.
Посмотрим, что на это скажет погода. И грунтовые воды.