А сейчас перемен ждать стоит — причем со знаком «минус». Ведь по новому закону о капремонте бремя ремонта лифтовых механизмов тоже ложится на жильцов. Даже на замену лифта-убийцы гражданам предлагали скинуться — 15 миллионов рублей с дома. Нехилая такая сумма. Если дальнейшая модернизация лифтового хозяйства будет вестись в том же духе, «лифтопад» в Москве станет таким же привычным явлением, как листопад или снегопад.
В трагедии, произошедшей 19 декабря, сейчас пытается разобраться Следственный комитет, но некоторые предшествующие события стоит проанализировать еще до результатов расследования. Молодая пара решила выйти на прогулку с малышом 10 месяцев от роду. Лифт на их 12-м этаже останавливался на добрых 10 см выше, чем нужно, и втолкнуть коляску на такую ступеньку было сложно. Потому мать ребенка вошла в кабину первой, а следом уже хотел войти отец. Он лишь успел втолкнуть наполовину коляску, как двери лифта закрылись, зажали коляску, и кабина двинулась вниз. Лифт проехал вниз и остановился. Женщине, на глазах у которой погиб ребенок, пришлось ждать взаперти, пока ее освободит аварийная служба. Трудно даже представить себе, что она чувствовала в эти полчаса-час, отрезанная от внешнего мира и пытаясь сквозь шок осознать произошедшее...
В этом лифте уже не раз застревали люди, иногда его створки открывались не полностью, а иногда он ехал с одной из створок открытой. Жильцы наперебой рассказывают, что лифт во время подъема после 5-го этажа начинал жутко скрипеть, раскачиваться, издавать страшные звуки. Всего в доме было два лифта на 14 этажей, и, по сути, ездить страшно было в обоих.
Мы попытались выяснить, что же не так с отношением к подъемным механизмам со стороны управляющей компании? Дело в том, что с 2015 года лифты в Конькове стала обслуживать новая фирма, некая «Практика». Прежний «хозяин», «МосОТИС», последние месяцы ограничивался косметическим ремонтом в случае ЧП. Приедет аварийная служба, достанет человека, перезапустит лифт — и дело с концом. В «Практике» поначалу подход был лучше. Лифтерам назначили адекватную по меркам времени зарплату, снабдили всем необходимым. Но потом все пошло по накатанной. Устройство лифта все же сложнее, чем просто кабина, трос и противовес, и толковых специалистов по ним весьма ограниченное количество. Когда нагрузка на одного специалиста вырастает в разы — ничего хорошего из этого не выходит. Вот и на новую компанию уже через полгода их деятельности начались жалобы. Общий профессиональный уровень персонала падал, как и зарплата и объемы новых или пригодных запчастей...
Ни для кого в этой сфере не секрет, что иногда вместо полноценного ремонта проще поставить «перемычку», закоротить нужные контакты. Тогда лифт будет «думать», что дверь у него закрыта и можно ехать, даже если она на самом деле открыта. Или тогда лифт не будет чувствителен к тому, попало что-то между дверных створок или нет. Видимо, именно так произошло с лифтом на улице Островитянова.
Жильцы дома отмечают, что в доме за 40 лет ни разу не был сделан капитальный ремонт, то есть пробег лифта — четыре десятка! Разве что стены в подъезде покрасили года четыре назад, а лифты чинили по мере того, как они отказывали или ломались. Или даже не чинили, а попросту перезапускали. Когда приходили работники из ЖКХ по заявкам жильцов, то лифт после починки проверяли на 1–3 этажа, выше не поднимались в целях экономии времени...
Самое печальное — сейчас не так-то просто добиться замены лифта, ведь до недавнего времени эта работа проводилась за счет бюджета города. А сейчас все должно осуществляться за счет средств из фонда капитального ремонта. Собственно, об этом и говорили жильцам дома 49: мол, хотите новый лифт, собирайте 15 млн рублей. Для распределения средств с этого счета необходимы собрания собственников жилплощадей дома, протоколы собрания и решения о расходе средств таким-то путем. В итоге если собственники не придут к общему знаменателю на собрании, то лифт останется старым. И получается, что жизнь москвичей будет зависеть не от хорошей работы лифтовиков, а от целого набора случайностей.