О Горсовете ветеранов пионерской организации, который, по сути, является объединением старших пионервожатых, и о том, что они могут предложить последователям, «МК» рассказала председатель совета Галина Логинова, кандидат педагогических наук, в прошлом заведующая школьным отделом Московского горкома комсомола:
— В наш совет сегодня входит несколько десятков человек — этим людям уже под 70 лет, но они всю жизнь отдали делу воспитания детей и подростков, преподавали, руководили школами, многие прошли войну, являются Героями Советского Союза и труда и очень хотят поделиться опытом и помочь! Не подумайте, что это престарелые «динозавры» и маразматики, нет! У нас есть горнист, ему 64 года, но так загорнит — мертвые встанут! Мы и сейчас работаем с молодежью; недавно вот возрождали в Москве День юного героя-антифашиста — 8 февраля.
Мы долго ждали решения государства о создании единой организации и очень рады, что дождались! Сегодня в Москве масса разнообразных детских объединений, более 50 из них юридически зарегистрированы, более 500 — не зарегистрированы. Из первых можно назвать ряд скаутских кружков, экологов, «Юные миротворцы», «Цивилизация» и т.п. Но охватывают они не более 4–5% детей… Логично было бы их всех объединить в рамках РДШ.
У «экс-пионеров» есть немало советов для пионеров нового времени — и по организации волонтерской работы на опыте знаменитых тимуровцев, и по проведению военно-спортивных игр «Зарница». И, конечно, ветераны хотят, чтобы молодые не повторили ошибок прошлого, забюрократизировавших и заформализовавших пионерию. К примеру, предостережение об опасности излишней централизации «нью-пионеров» вокруг школы: пионеры советского периода были жестко завязаны на школу, и это сослужило им дурную службу — отряд фактически стал неразделим с классом, зачастую классная руководительница «марьиванна» руководила и пионерским отрядом, что губило на корню любые попытки детского самоуправления. Ведь возражать учителю не принято, несмотря на то, что уже не урок! А ведь интересной и неформальной новая структура может стать, только если в ней будет реальное совместное руководство взрослых и детей. Поэтому учителям, которые, безусловно, тоже станут кадрами «новой пионерии», нужно будет «жить двойной жизнью»: на уроке использовать руководящий стиль, а вот в отряде РДШ — максимально демократический.