Как рассказали «МК» в Москомархитектуре, всего в первом этапе состязания приняли участие проектировщики из 16 страны мира, на конкурс была подана 121 заявка. По словам организаторов, это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году, когда проходил конкурс на станции «Солнцево» и «Ново-Переделкино». В итоге из огромного количества проектов жюри выбрало всего 10. Шесть для «Нижних Мневников» и четыре для «Терехово».
- У конкурсантов была задача придумать только дизайнерское решение для уже готового градостроительного решения, которое будет применяться при строительстве второго «кольца», - говорит автор одного из проектов-финалистов, столичный архитектор Денис Чистов, - Обе станции типовые, и нам достались «Нижние Мневники». Мы решили обойтись без каких-либо вычурных декоративных деталей и сделать строгий дизайн с аркадами – это своеобразная отсылка к традициям московского метро, хотя с технической точки зрения в таких сводах не было необходимости.
Такие же строгие и предельно лаконичные проекты представили еще двое архитекторов. Например, концепция Тимура Башкаева выполнена в темно-сером матовом граните и мраморе. Единственный яркий акцент – колонны у эскалаторов. Краски в проекте архитектора из Екатеринбурга Александра Незнамова такие же, серые, но с глянцем и огромным количеством всевозможной подсветки.
Есть среди финалистов и более необычные проекты. Так, проектировщики из Санкт-Петербурга решили превратить вестибюль «Нижних Мневников» в объект традиционного русского зодчества. Колонны и панно на стенах станции выглядят так, будто их сплели из бересты или вырезали из дерева. Оформить станцию питерские архитекторы предлагают в теплых коричневых тонах.
Самый броский проект из вышедших в следующий этап принадлежит французу Трайану Бомпа. Градостроитель решил создать дизайн в стиле хайтек. Главная фишка проекта – гигантская труба над железнодорожными путями. На которой будет транслироваться текст. По задумке автора кроме интерактивного табло с информацией о прибывающих поездах и точном времени «труба» станет местом для общения между простыми пассажирами. Например, с ее помощью можно будет поделиться текстовым сообщением из микроблога или отправить фото.
Будущий облик станции «Терехово» жюри придется выбирать из четырех вариантов от архитекторов из России, Германии, США и Латвии. Если победит немецкий проект, на стенах станции появятся стеклянные витражи с изображением морских волн. Ну а если победу одержит концепция американского проектировщика, «Терехово» превратится с настоящие залитые солнцем джунгли с разноцветными попугаями.
- Такие яркие пятна нужна московскому метро, - уверен член конкурсного жюри, главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков, - В подземелье, где нет дневного света, цветовые решения играют огромную роль. Конечно, проект на втором этапе придется доработать. Желтые полы не пройдут по СНиПу – у нас допускаются только гранитные серые. Но стены и колонны можно будет оставить как есть.
При этом Шумаков отметил, что исходный материал, с которым архитектором придется работать, то есть сама конструкция обеих станций, крайне неудачна.
- Такие станции с боковыми платформами неудобны для пассажиров, поэтому их почти нет в столичном метро, - говорит Николай Шумаков, - В часы пик создается критическая ситуация, когда на платформах скапливается огромное количество народа, а платформа узкая, люди не помещаются.
По словам архитектора, такую конструкцию переняли у испанцев. Но те проектируют станции вдвое шире, длиннее и глубже, с каскадом эскалаторов. Нашим же проектировщикам пришлось изначальный проект ужать, так как иначе каждая станция стоила бы слишком дорого.
- Тем не менее все проекты, вышедшие в следующий этап, сделаны на очень высоком уровне, - отметил Шумаков, - Дальше конкурсантам останется только доработать свои концепции.
Напомним, что итоги конкурса будут подведены и объявлены в феврале 2016 года.