Именно его привезли в зал суда первым. С десяток оперативников ФСБ в черных ветровках и с закрытыми масками и шарфами лицами проводили Байсултанова по коридору суда — согнутого пополам, с заведенной за спину рукой, пристегнутой наручником к сопровождающему. Но, оказавшись в клетке, Байсултанов не прятал лица, сидел спокойно. С виду он совершенно обычный молодой человек, вполне интеллигентной наружности.
Но вот что удалось выяснить об «интеллигенте». На прошлой неделе Байсултанов участвовал в подготовке взрыва в Чечне — в Старопромысловском районе Грозного.
О подробностях спецоперации рассказали в МВД республики:
— Бандгруппа, в которую входил Байсултанов, планировала совершить теракт в Грозном 5 октября. Руководил преступным сообществом Шамиль Чергизов. В ходе спецоперации в Старопромысловском районе сотрудниками МВД совместно с коллегами из ФСБ ликвидированы трое бандитов. Трое сотрудников полиции получили ранения. Боевики прибыли из Сирии, где прошли подготовку на базах международной террористической группировки «Исламское государство» (запрещена на территории России. — Авт.).
В числе убитых был главарь группы Чергизов. Интересно, что Рамзан Кадыров 8 октября опубликовал в Твиттере имена остальных погибших. «Это Аслан Байсултанов и Магомед Мазаев, 1989 и 1990 годов рождения», — сообщил глава республики. Но, как выяснилось позже, президент Чечни оговорился — Байсултанову удалось скрыться. Судя по всему, он отправился в Москву — готовить новый взрыв.
— Байсултанов получил от Шамиля Чергизова промышленный детонатор, который с Эльманом Ашаевым они привезли общественным транспортом и хранили с Мохмадом Межидовым в Стрельбищенском переулке, — сообщил следователь.
По его словам, Байсултанов может скрыться от суда и укрывать доказательства, поэтому его необходимо арестовать.
Когда пришла очередь высказаться Байсултанову, он попытался оправдаться.
— Я был вынужден приехать в Москву с данным веществом, — начал он, но был резко прерван судьей, которая заявила: «Мы сейчас вопросы виновны — не виновны не решаем. Выскажите свое отношение к ходатайству об аресте».
— На усмотрение суда, — сказал Байсултанов, после чего судья удалилась на принятие решения.
Когда оглашалось решение о взятии Байсултанова под стражу до 12 декабря, прозвучало, что уголовное дело 12 октября было возбуждено в отношении Ашаева, Чергизова, Байсултанова, Межидова и других неустановленных лиц и что оно было объединено с другим уголовным делом, которое возбуждалось в Чечне и периодически то возобновлялась, то приостанавливалось.
Вторым в очереди на арест после Аслана Байсултанова оказался Эльман Ашаев.
По его виду было сразу понятно, что он более взрослый и опытный, чем Аслан Байсултанов, — покрепче сложен, волосы уже слегка тронуты сединой.
Ашаев — уроженец Казахстана, но зарегистрирован в Грозном, тоже женат, имеет сына и дочь. Не судим, нигде не работал, как, впрочем, и первый арестованный.
Так же как и Байсултанов, как прозвучало в ходатайстве следователя, Ашаев получил указание о совершении теракта от Чергизова. Основания для его ареста, о чем попросил представитель следствия, те же: может скрыться, уничтожить улики.
И снова от задержанного прозвучало:
— На усмотрение суда.
Но его адвокат поднялся и заявил, что он против ареста возражает, поскольку Ашаеву вменяется пособничество, при этом он активно сотрудничает со следствием и имеет родственников в Москве, у которых мог бы проживать на время следствия.
Впрочем, суд все равно арестовал Ашаева на два месяца — до 12 декабря.
Об аресте единственного сына (у Эльмана три сестры) отцу Ашаева, Абубакару, сообщили корреспонденты «МК». Родители Эльмана постоянно живут в Казахстане. «А я размышляю, чего он не выходит на связь, полагал, что хочет сделать сюрприз», — недоумевает Абубакар, агроном по профессии.
— Эльман три дня назад звонил матери в Грозный. Сказал, что скоро приедет. Сын последние полтора месяца работал в Сочи на стройке, недавно уехал за зарплатой в 35 тысяч. С деньгами он должен был приехать ко мне в Кустанай, где нахожусь по работе, и мы вместе бы отправились домой в Грозный. У Эльмана там семья — жена на последнем месяце беременности и двое детей, им 3 и 1 год). Набираю номер сына подряд два дня — телефон молчит. Вообще он оружия в руках никогда не держал! В радикальных настроениях замечен не был, в мечеть ходил время от времени. Сын — студент, учится заочно в нефтяном институте имени Миллионщикова, готовит диплом.
Самым последним в зал суда был доставлен Мохмад Межидов — высокий, атлетически сложенный, в одежде и бейсболке камуфляжной расцветки.
Выглядел Межидов, пожалуй, более растерянным и напуганным, чем двое предыдущих арестованных.
Но он, как оказалось, и самый молодой из всех — ему всего 20 лет. Тоже уроженец Грозного, там и жил. Ни жены, ни детей нет.
Как следовало из ходатайства следователя об аресте Межидова, он подозревается только в незаконном обороте оружия.
— Вы работали официально на момент задержания? — спросила Межидова судья.
— Да. В ООО «Денежный двор», должность — телефонный взыскатель, — ответил Межидов.
Какую меру пресечения изберут для него, он так же, как и оба других арестованных, оставил «на усмотрение суда».
Суд арестовал его до 12 декабря. «Получил детонатор, перевез его железнодорожным способом в квартиру в Стрельбищенском и хранил там до обыска», — прозвучало в решении суда.
ЛЮБОПЫТНЫЕ СОВПАДЕНИЯ
Еще вчера мы обращали внимание читателей: следы очень многих громких преступлений и терактов ведут в Чечню. Причем совпадают даже мелкие детали. Вспомним убийство Бориса Немцова: предполагаемый киллер Заур Дадаев подрабатывал в коллекторском агентстве. Как и террорист Межидов.
«МК» уже рассказывал подробно о том, как и кем была арендована злополучная квартира в Стрельбищенском переулке. Фигура загадочного «полковника ГРУ» Саида по-прежнему осталась за кадром. Был ли он на самом деле полковником? Играл ли немаловажную роль в банде террористов или случайно пересдал квартиру неким землякам, за которых кто-то поручился? Возможно, у ФСБ есть ответы на эти вопросы.
КОГО ЕЩЕ ИЩУТ
ФСБ объявила в розыск пособников боевиков, готовивших теракты в Москве. В списке — 45-летний Эльбрус Биттиров, уроженец Чегемского района Кабардино-Балкарии. О его личности «МК» рассказали в правоохранительных органах КБР.
Итак, по данным силовиков, Эльбрус родом из села Чегем-2. В семье кроме него два брата — Эльдар и Казбек. Семья состоятельная, занимается сельским хозяйством. Эльбрус встал на кривую дорожку в середине 90-х. Сначала парень организовал преступную группу, которая занималась угонами автотранспорта и разбойными нападениями на территории республики. Биттирова задержали, он был осужден по части 3 статьи 162 («Разбой»). Последний раз родные видели его 24 марта 2001 года. Он ушел из дома, чтобы примкнуть к незаконным вооруженным формированиям. Его подозревают в организации взрывов в Минеральных Водах, Ессентуках и Адыгее. В этих терактах погибли 260 человек, более тысячи получили ранения. С 2002 года Биттиров в международном розыске. Его приметы: рост 170–175 см, спортивного телосложения, волосы темные короткие, уши прилегающие, нос прямой с горбинкой, на подбородке ямочка.
Остальные предполагаемые пособники террористов, задержанных в квартире в Стрельбищенском переулке, — Эльбрус Боташев, Эльбрус Давлетмурзаев, Расим Муратов.