Как все мы знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Именно так хочется сказать при первом взгляде на этот эксперимент. Казалось бы, с чего такая щедрость? На самом деле не такая уж и щедрость. Как сообщили нам в горадминистрации, будки, охраны, заборы, столбики и ежемесячное обслуживание оплачиваться не будут. Да и вообще воспользоваться субсидией смогут далеко не все. Власти решили помочь только тем, чьи дома находятся в зонах платной парковки и в чьих дворах пристраивают свои машины на покой водители, не желающие пополнять городской бюджет.
Порядок принятия решений об установке шлагбаумов был утвержден постановлением правительства Москвы от 2 июля 2013 г. №428-ПП. И за два года, прошедших с его принятия, этой возможностью воспользовались жители значительной части домов, находящихся в зоне платной парковки.
— Мы поставили шлагбаум за свои деньги где-то полгода назад, — рассказал автомобилист Илья, как раз паркуя машину в закоулке на Большой Декабрьской улице. — Стало удобно заезжать, никого лишнего, парковкой пользуются только те, кто в базе. Если правительство вдруг решит вернуть нам деньги за самостоятельную установку, то лично я в этом участвовать не буду — слишком много бумажной волокиты.
Но так думают не все. Буквально через пару домов, уже на улице 1905 года, нам рассказали о своем опыте.
— За установку шлагбаума в нашем дворе где-то год назад мы заплатили 200 тысяч, а у нас их два, — рассказал Иван. — Так что 50 тысяч — это просто крохи. Столько будет стоить сама «палка» шлагбаума вместе с тумбой, на которой он стоит. А нужно же еще подключить его, поставить видеонаблюдение, понять, как он будет открываться, — мы, например, сделали шлагбаум с оповещением на телефон, то есть им можно управлять с телефона. Получилось по 20–30 тысяч рублей с каждой семьи, у которой есть машина. Плюс не забывайте про обслуживание — оно нам обходится по 500–700 рублей каждый месяц.
Как оказалось, так было не всегда. По словам Ивана, всего год назад до введения платных парковок власти Москвы сами полностью оплачивали установку шлагбаумов. На плечи граждан ложились разве только расходы на обслуживание. «У нас на вот такое заманчивое предложение властей откликнулись жители соседнего, 15-го дома, — продолжает наш собеседник. — Они огородили себе территорию, поставили ворота и шлагбаум, и город им все оплатил. А потом ввели платные парковки, и эта щедрость была ликвидирована».
В одной из фирм, устанавливающих шлагбаумы, «МК» рассказали, что набор услуг, включая установку, протягивание кабеля и организацию не просто видеонаблюдения, но и записи, обойдется никак не в 200 тысяч рублей, а в 80 тысяч. Да, за границы предложенной городом суммы это выходит, но все равно получается меньше. «Цифру, которую вам озвучил житель, могу назвать серьезной накруткой. Самые наглые берут по 150 тысяч рублей», — усмехнулся консультант.
По улочкам в районе Красной Пресни почти все дворы со шлагбаумами. Во дворе-колодце в Зоологическом переулке стоит самодельная перегородка веселенькой желтой расцветки. В роли заграждения выступает кусочек забора, который прикреплен замком к калитке клумбы. У кого есть ключ, тот может открыть замок, легким движением руки передвинуть творение местного кулибина (к оградке для пущей подвижности приделано колесо) и попасть во двор.
— Мы рассмотрели и одобрили уже очень много обращений об установки шлагбаума, — говорит председатель муниципального собрания округа Таганский Илья Свиридов (именно муниципальные депутаты принимают окончательное решение). — Отказов немного — как правило, по причинам, связанным с правильностью оформления документов или недобором подписей под решением общего собрания собственников жилья. Их должно быть не менее 50%. На совет депутатов должны быть предоставлены следующие документы: решение общего собрания с подписными листами, схема установки шлагбаума и гарантии того, что на придомовой территории будет обеспечен проезд всех служб в соответствии с перечисленными в постановлении №428-ПП. Как правило, для этого нужно установить либо будку с человеком, который будет этот шлагбаум открывать, либо обеспечить дистанционное управление из диспетчерской, а значит, оснастить его видеокамерой.
Тем, кто уже установил заграждение за собственные деньги, субсидии получить не удастся. Помощь придет только к тем, кто обратится за ней после начала эксперимента.
Для того чтобы получить установить шлагбаум, используя средства городского бюджета, нужно:
1. Собственникам квартир на общем собрании принять решение об установке шлагбаума и получении бюджетной субсидии. Определить лицо, уполномоченное представлять интересы жильцов, — это либо управляющая компания, либо физическое лицо (в случае управления домом собственниками помещения). И оформить это соответствующим протоколом.
2. Согласовать проекта установки шлагбаума с советом депутатов муниципального округа (установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования, запрещается).
3. Приобрести шлагбаум и установить его.
4. Подать в дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства соответствующего административного округа документов о получении бюджетной субсидии.
Затем последует принятие решения о предоставлении субсидии, оформление договора, перечисление денег управляющей организации дома (занимает около 1 месяца). Потом деньги должны быть возвращены жителям. Для этого уполномоченное лицо перечисляет каждому жителю, участвовавшему в долевых расходах на установку шлагбаума, денежные средства пропорционально его доле расходов.