В редакцию «МК» позвонила пожилая дама Александра Кирина и пожаловалась на то, что народный парк около ее дома после благоустройства явно звание парка не заслуживает.
— Понимаете, я три года добивалась того, чтобы эту территорию как-то благоустроили, — рассказала нам Александра Александровна. — Это, конечно, всего-навсего крошечный скверик у ДК им. Ленина. Но в районе живет много пожилых людей, далеко не у каждого есть дача, а так приятно было бы спуститься и посидеть у подъезда и посмотреть на зелень. Нам обещали, что наш сквер благоустроят в рамках проекта «Народный парк». И что же мы видим?! Закатали в асфальт большую клумбу, поставили лавочки, увеличили число парковочных мест и ни одного деревца нового не посадили. Все. Я обращалась в управу, в префектуру. Мне ответили, что это окончательный вариант и больше ничего делаться не будет. «Просто вам попался такой вот бедный инвестор», — сказали мне в префектуре. А ценность парковочных мест я, дескать, не понимаю, потому что у меня машины нет.
ДК им. Ленина расположен по адресу: проспект Буденного, д. 32. Это, прямо скажем, не самое красивое место в столице. Дом Александры Александровны, находящийся по соседству с народным парком, стоит на самом краю промзоны Соколиная Гора. Сзади к нему примыкает локомотивное депо «Москва сортировочная» и сортировочный парк «Перово-4», сразу за парком начинается территория НИИ шинной промышленности, чуть вдалеке «оживляют пейзаж» трубы ТЭЦ №4 Мосэнерго и простираются корпуса московского завода «Нефтепродукт».
Сразу становится понятно, почему Александра Кирина готова биться за каждое дерево в своем оазисе на краю этого техногенного кошмара. Но результаты этой борьбы и правда удручают. Вот он — благоустроенный «народный парк». Это небольшой сквер (0,4 га), где несколько деревьев из последних сил держатся за пыльную землю, покрытую пожухлой, редкой травой. Впрочем, следы недавних работ явно имеются. Большой квадрат свежего асфальта занимает примерно треть территории «парка». С ним все же соседствует клумба с цветами и десять новеньких скамеек с жестяными урнами «веселенькой» коричневой расцветки. Судя по тому, что все скамейки заняты, этот крошечный сквер действительно пользуется популярностью у местных жителей.
— Да какое же это благоустройство?! — возмущается Нина Ивановна Ручкина, жительница соседнего дома. — Посередине была клумба, без цветов, правда, но ее можно было засадить, а не сносить. Очень хотелось бы, чтобы было побольше зелени. Кустики, что ли, какие-нибудь посадили бы, деревья, клумбу нормально оформили. За скамейки, конечно, спасибо. А то те, что были раньше, стояли задними ножками на газоне, передними на тротуаре, и сидеть на них не было никакой возможности.
Программа «Народные парки» была предложена московским правительством в ответ на пожелания жителей благоустроить все возможные пустыри и заброшенные территории. Осуществляется проект уже третий год. По правилам программы на благоустраиваемой территории должны быть установлены лавочки, урны, сделаны зеленые насаждения. Расходы решено было разделить. Половина территорий обустраивалась за счет бюджета города, а вторая — за счет найденных местными властями инвесторов. Видимо, действительно с инвесторами любителям природы из Соколиной Горы не повезло. Еще в начале проекта, в 2013 году, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков называл цифру 7 млн рублей за гектар благоустраиваемой территории. Цифра немалая, особенно сейчас.
Зачем было приглашать для работ такого бедного и жадного инвестора? Вопрос остается открытым. Но, может быть, инвесторы все такие? Для того чтобы сравнить их возможности, я отправилась в другой «инвестиционный» народный парк по адресу: Преображенская площадь, д. 9, строение 2. Совсем другое дело. Гранитное ограждение клумб, оригинальные дизайнерские светильники, плитка, ряды туй и подстриженных кустарников и, само собой, урны и скамейки, тоже, кстати, в граните. Но, пожалуй, столь чудесным образом на инвестора повлияла находящаяся буквально за углом префектура Восточного административного округа.
А как же бюджетные народные парки? Отправляюсь в сквер Семеновской площади. Все чинно. Скамейки, урны более скромные, но вполне достойные, новенькая и очень симпатичная детская площадка.
— Нам здесь все очень понравилось, — говорит Елена, сотрудник близлежащего бизнес-центра. — Тут дорожки новые появились, клумбы, изменилась планировка, лавочки удобные. Оформили несколько укромных полянок. Вон, видите, парочки сидят. Кусты, правда, не сажали, но тут вроде и так их немало.
Ну хоть тут все в порядке. Бюджетные деньги использованы толково, по делу, без излишнего пафоса. Работники управы «Соколиная Гора», что находится на соседней улице, могут гордиться результатом.
А что же Александра Александровна — благодаря своему нищему инвестору так и останется сидеть в заасфальтированном сквере с видом на трубы ТЭЦ №4?
Вопрос «кто виноват?» мы адресовали Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Москвы.
— Перечень территорий, благоустраиваемых с целью организации новых парков, формируется по предложениям жителей города, — пояснили нам в пресс-центре Департамента. — Москвичи не только предлагают адреса для создания новых парков, они принимают активное участие в обсуждении их концепции и проектов, вносят конкретные предложения по насыщению парков элементами отдыха и досуга. В проекте также участвуют представители крупных бизнес-сообществ и отдельные предприниматели, имеющие свой бизнес в шаговой доступности, что является ярким примером привлечения инвестиций городом для создания качественной окружающей среды.
Что же это за представитель крупного бизнеса, пожелавший иметь в шаговой доступности столь убогий скверик, нам так и не рассказали. Однако сообщили, что заказчиком работ в сквере у ДК им. Ленина является ГКУ «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа города Москвы» и, по данным Департамента, в сквере произведены следующие работы:
ремонт асфальтового покрытия — 180 кв. м;
устройство покрытия из бетонной плитки — 62 кв. м;
ремонт газона — 4274,61 кв. м;
устройство газона — 273,2 кв. м;
устройство цветников — 5 шт.;
посадка деревьев — 6 шт.;
установка скамей — 12 шт.;
установка урн — 8 шт.
Можно с уверенностью сказать, что из всего вышеперечисленного списка в сквере действительно имеются «цветники». Их даже 6 штук. Это такие небольшие бетонные тумбочки с цветочками. А вот урн и скамеек там явный недочет. Причем вновь посаженных деревьев я там вообще не обнаружила, как, впрочем, и бетонной плитки и отремонтированных газонов. Может, не там смотрела?
На вопрос «что делать?» в Департаменте нам ответили, что «государственный контроль за ходом проведения работ, за производством земляных работ, обустройством и содержанием строительных площадок города осуществляет ОАТИ города Москвы и в установленном законом порядке выдает организациям, предпринимателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. В случае выявленных нарушений оформляются протоколы об административном правонарушении с применением штрафных санкций к подрядным организациям».
Будем надеяться, что ОАТИ заинтересуется этим оригинальным «шедевром» садово-парковой архитектуры.