Действительно, в Москве 5 сентября выпало до 14 мм осадков, несмотря на усилия людей остановить дождь, чем природа еще раз доказала, что человек над ней не всесилен. Как выяснилось, причиной тому стал очень мощный циклон, который подбирался к Москве ранним утром в минувшую субботу со стороны Санкт-Петербурга. Ни йодистое серебро, ни жидкий азот, распыляемые десятками самолетов на подступах к городу, не смогли предотвратить осадки.
Что же за потоп хлынул в Москву в праздничный день? Более детально ситуацию с погодой и разгоном облаков разъяснил нам директор Агентства атмосферных технологий Виктор КОРНЕЕВ:
— Всего хватало: и самолетов, и реагентов. Сделали то, что нам предписывалось. И тот результат, которого нам удалось достичь в субботу, оказался самым идеальным из всех возможных. Никто чистого неба не обещал. Наша задача была — лишь уменьшить их количество. А фронт был не из слабых: протяженностью 600 км, глубиной 400 км, с несколькими облачными системами, верхняя граница которых проходила на высоте 10–11 километров от Земли. Избежать дождя при такой обстановке невозможно. Даже несмотря на то, что мы смогли немного остановить сильные осадки к 12.00, местами мелкая изморось все же возникала из-за большой влажности, когда пар охлаждался и конденсировался в капли дождя.
— Утром в субботу наблюдался туман, он не помешал самолетам взлетать?
— Туман сыграл свою роль. На Чкаловском аэродроме, откуда взлетали наши самолеты, первый вылет был отложен на два-три часа. К счастью, в 4 часа утра удалось взмыть в небо самолету-лаборатории «Як-42». Она два часа работала в одиночестве, обрабатывая облака. Практически «Як» был один против всего фронта: лаборатория измеряла параметры атмосферы, передавала их на землю и осуществляла воздействие жидким азотом и пиропатронами с йодистым серебром. Остальные девять самолетов — «Ан-26», «Ан-12» — сидели на земле, не имея возможности взлететь из-за тумана. Кстати, Чкаловский в те часы не принимал и прилетающие самолеты — их отправляли на запасной аэродром. Только в начале седьмого наша эскадрилья вылетела и начала выстраиваться в схему, поэтому, естественно, сам процесс воздействия на облака тоже немного задержался.
— Скажите, 10 самолетов — это достаточное количество для такого мощного циклона? Может, надо было его увеличить?
— Десять — это то число, которое уже отработано на время с 4 часов утра до 10 часов вечера. Работы были закончены после салюта. За целый день наши летчики совершили в общей сложности 14 вылетов.
— Теперь что касается денег. Правда, что в этом году было выделено полмиллиона рублей?
— Этот вопрос не ко мне, я не знаю, сколько было выделено городскими властями. Скажу лишь, что цифра, которую вы называете, — слишком завышена, да не в один раз. Затраты обычно определяются по фактическим расходам. После того, как была совершена работа, потрачены реагенты и топливо.
— А если бы все-таки увеличили количество того же йодистого серебра и количество вылетов...
— Ни о каком рассеивании облачности на сто процентов не было речи. Технически с утра при помощи более мощного воздействия на облака мы могли бы вам обеспечить солнце. Но спросите у любого метеоролога, чем бы это обернулось потом.
— Судя по всему, вы тоже можете ответить.
— Тогда пошло бы развитие кучевой облачности — воды в атмосфере было много, она была неустойчивая. Убрали бы ливни с утра, они бы хлынули после 12.00. Верхний слой облаков ни в коем случае нельзя было разрушать. Он тогда вообще залил бы всю Москву.