Вообще-то нельзя сказать, что нынешнее лето было совсем уж безоблачно-беспробочным. В некоторые дни Яндекс выдавал вполне себе приличные баллы — не «десятку», конечно, но 5–6. Особенно во время дождей и пятничными вечерами.
— Загруженность столичных дорог меняется по схожему сценарию из года в год, — говорит аналитик Яндекс.пробок Леонид Медников. — Мы зафиксировали рост пробок относительно летнего уровня с 20 августа: в этот день загруженность дорог весь день превосходила обычную на 1 балл, 21 августа в вечерний час пик ситуация оценивалась в 7 баллов — впервые после праздника Дня России, 12 июня. На текущей неделе пробки сохраняются на повышенном уровне. Так, в понедельник, 24 августа, в вечерний час пик загруженность московских дорог достигла 7 баллов — впервые за все лето эта отметка была достигнута в понедельник — обычно самый свободный из рабочих дней. 25 августа на протяжении всего рабочего дня Яндекс оценивал ситуацию в 4 балла вместо привычных трех.
Ориентируясь на сценарии, которые повторялись из года в год, можно ожидать обострения ситуации непосредственно перед первым учебным днем: в конце текущей недели и в понедельник, 31 августа. И уже в начале сентября пробки стабилизируются на «весеннем» уровне, заметно превысив летнюю загруженность дорог.
Ряд специалистов отмечает, что ездить по московским дорогам стало хоть и не намного, но легче. «Работы по ремонту дорожного полотна стали производиться главным образом в ночное время. Это существенно облегчило дневной трафик и позволило избежать искусственно создаваемых пробок, — комментирует директор департамента доставки транспортно-экспедиционной компании Алексей Оськин. — Разумеется, есть работы по строительству развязок, которые, как и раньше, затрудняют движение круглосуточно. Но это неизбежная плата за комфортное передвижение по городу в ближайшем будущем».
Примеры изменений в лучшую сторону после введения в эксплуатацию развязок можно наблюдать в районе пересечения Волгоградского шоссе и МКАДа. Новая, европейского уровня развязка позволила избавить автомобилистов от исторически привычной пробки в этом районе. Аналогичную развязку планируется сдать до конца года в районе пересечения Каширского шоссе и МКАДа.
— Программа по реконструкции столичных вылетных магистралей идет достаточно успешно, но есть и недоделки, — считает начальник аналитического отдела экспертного центра «Пробок.нет» Андрей Мухортиков. — На многих магистралях, к сожалению, остались «бутылочные горлышки». Например, на Ярославке — от Енисейской улицы до Ростокинского моста, на Ленинградке — в районе моста через Малое кольцо железной дороги. Упущение и в том, что до сих пор не реконструируется развязка МКАДа с Липецкой улицей. Как только начнутся работы на Ленинском проспекте, автомобильные потоки встанут.
— Ужесточение правил парковки транспортных средств — еще один важный момент, позволивший улучшить дорожную ситуацию, — продолжает Алексей Оськин. — Конечно, автомобилисты отмечают множество перегибов по эвакуации неправильно припаркованных машин. Но невозможно не признать тот факт, что узких мест на дорогах Москвы по причине нарушения правил парковки стало заметно меньше.
Особенно заметно это в центре города, где ширина дорожного полотна не прощает вольностей со стороны автолюбителей.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не разделяет оптимизма коллег: «Если уменьшение пробок и произошло, то оно объясняется исключительно сезонным фактором. Однако одновременно в городе стали действовать факторы, которые не позволяют заторам серьезно уменьшиться: «высокий» сезон дорожно-строительных работ, множество приезжих из других регионов на своих автомобилях. Кроме того, продолжающиеся изменения в организации дорожного движения, которые проводят городские власти, также не способствуют уменьшению пробок».
Впрочем, по мере приближения зимы многие автовладельцы приспособятся к ужесточению транспортного режима, наверняка уменьшится количество машин из других регионов. И, возможно, пробок по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет станет меньше. Однако о кардинальном улучшении дорожной ситуации в ближайшей перспективе говорить не приходится.
Множество непопулярных экономических мер, которые заставляют водителей пересаживаться на метро, нейтрализуются активным дорожным строительством и изменениями в организации движения. Да и машин в городе меньше не становится. Пусть далеко не все из них каждый день выезжают на дороги — но хранить их в любом случае где-то надо (и, понятное дело, не в тех зонах, где орудуют эвакуаторы и парконы). А значит, пробки постепенно переместятся из центра на окраины города. И пока не закончится реконструкция магистралей и развязок со МКАДом, в наихудшем положении окажутся жители периферии. По этой же причине пока еще рано говорить о децентрализации деловой активности. Для того чтобы офисы равномерно располагались по всей территории Москвы, требуется обеспечить к ним хорошую транспортную доступность. Сейчас она по большому счету не обеспечена нигде. В центре — беда с парковками, на окраине — заторы.
Есть мнение, что к 2017 году, когда город реконструирует львиную долю крупных трасс и откроет станции метро в труднодоступных районах, наступит небольшая передышка. Но продлится она лишь несколько месяцев. Дело в том, что водители, почувствовав «свободу» на дорогах, станут активнее пользоваться автомобилями. И, таким образом, сами же ухудшат ситуацию с пробками. Такой вот бег по кругу...