Все расчеты по капремонту берутся не с потолка — во всяком случае в Москве. Разработка столичной программы была основана на рекомендациях Министерства строительства РФ и учитывала значительное число факторов, в первую же очередь — финансирование обязательного перечня работ. Надо отметить, что при создании программы капремонта у столицы были козыри, которыми не могут похвастаться другие города страны. Тщательный мониторинг состояния жилищного фонда проводится в столице уже 10 лет, известны неполадки практически в каждом доме, и поэтому программа ликвидации неполадок получилась адресной. Конкретный срок ремонта указан для каждой инженерной системы дома с учетом установленных межремонтных сроков и реальной оценки технического состояния. Все это, кстати, позволило Москве включить в программу капитального ремонта работы по ремонту мусоропровода, системы дымоудаления и пожарного водопровода, а также внутреннего водостока.
При этом столичная программа капремонта является единственной в стране, где сроки ремонта четко разбиты по трехлетним периодам — горожанам доподлинно известно, что и когда будет делаться в их доме.
Но главное, что на капитальный ремонт в Москве установлены реальные размеры минимального взноса. Что это значит? Граждане страны оплачивают капитальный ремонт не полностью. Часть его покрывается за счет регионального бюджета. В столице изначально сделали ставку на то, что бюджетная помощь будет оказываться в первую очередь малообеспеченным категориям горожан (напомним, что теми или иными мерами социальной поддержки при оплате капремонта пользуется каждый третий житель Москвы). Ну а та недостача, которую покрывает город при оплате капремонта, — самая маленькая по стране, 1,1 руб. на кв. м.
(Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее целиком)
На первый взгляд это кажется неправильным — в других-то городах жители платят меньше, а дефицит взноса покрывается больший! Но после недолгого размышления становится ясно — столичная программа самая честная по отношению к горожанам и экономически обоснованная. Да, в других регионах декларируется больший дефицит взноса. Но через несколько лет он обернется астрономической суммой, которую вряд ли осилит местный бюджет. А это может привести к ухудшению и замедлению программ капремонта в любом регионе страны. Кроме Москвы.
Специалисты Института экономики города приводят конкретный пример. Возьмем девятиэтажный восьмиподъездный дом серии 1605, построенный в 1969 году. За 30 лет собственники соберут на ремонт 81,064 млн рублей. Общая стоимость работ в доме составляет 83,041 млн рублей. Таким образом, средства, собранные жильцами, практически полностью покрывают расходы на капремонт. Недостача составляет около 3%.
Теперь взглянем на восьмиподъездную девятиэтажку в Курске. Начнем с того, что для ее капитального ремонта денег потребуется больше, чем в Москве, — примерно 94 млн рублей. Почему? В регионах при прочих равных стоимость конкретных работ вообще может оказаться выше, чем в столице. В программах не указываются конкретные сроки выполнения работ с разбивкой на трехлетний план, не отмечен ряд показателей — количество домов, их общая площадь, графики ремонта отдельных систем (последнее не позволяет проводить комплексный ремонт). Объективно это оборачивается срывом сроков, ростом необеспеченных финансовых обязательств и т.д., и т.п.
Вернемся к Курску. В месяц там платят за капремонт 6,5 руб. за кв. м. Таким образом, жильцы девятиэтажки за 30 лет смогут накопить только 42,6 млн рублей. Нехватка средств составляет 55%, и как сможет ее компенсировать местный бюджет — неизвестно никому. И похожая картина наблюдается в других регионах страны.
Все россияне платят за капремонт. Но уверенность в том, что его сделают, есть, наверное, только у москвичей. Таков, пожалуй, главный итог исследования Института экономики города.