Авторы исследования провели социологический опрос 2500 автовладельцев, которые пользовались платными стоянками на Бульварном кольце. Результаты, как признались ученые, их поразили.
63% автомобилистов честно признались, что занимают место в течение всего рабочего дня. При этом три из четырех водителей (72%) ответили, что доля затрат на парковку для них неощутима (во всяком случае, в общих затратах на автомобиль). А 39% респондентов сказали, что «отстой» их машины оплачивает работодатель. «Это немыслимо, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — За рубежом подобные вещи не практикуются. Если немецкий, канадский или американский работодатель оплачивает стоянку своим служащим, то только из собственной прибыли, платя с этой суммы налог. Да и вообще ситуация анекдотическая: я поставил автомобиль под окном дома — и плачу 80 рублей в час. А если паркуюсь на третьем-четвертом подземном этаже, тратя время для спуска-подъема, — аж 300».
По мнению Блинкина, транспортная идеология должна быть такой: поездки в центр города на короткое время, с развлекательными и культурными целями, нужно поощрять. А за многочасовой отстой автомобиля в течение рабочего дня — наказывать рублем. «Мои друзья-автомобилисты уже считают меня врагом, но повторюсь: меньше трех евро в час за парковку в центре города в мировых мегаполисов не бывает. То, что для 72% автомобилистов расходы на парковку нечувствительны, обозначает только одно: в Москве парковка по-прежнему фактически бесплатная. А то, что 39% оплачивает работодатель, означает, что надо подавать предложения по поводу налогов», — полагает транспортник.
Мировой опыт задает нормы поиска свободной парковки в пределах 2 минут. Однако найти место в Москве за такое время удается единицам (15%). 8% водителей умудряются отыскать свободную парковку за 2–5 минут, 28% — за 5–10 минут, 30% — 10–20 минут. Аж 19% водителей нарезает круги дольше 20 минут. А 20 минут при скорости 60 км/час — это, на секундочку, пробег (а точнее — перепробег) в 20 километров.
Высокая загруженность уличных стоянок провоцирует водителей парковаться с нарушениями, в частности, вторым рядом, на местах для такси и инвалидов. Нарушителей среди опрошенных — 28%. «Потрясающая цифра, — удивляется Павел Поспелов, — такого нет нигде в мире».
— Увеличив цены на парковку до 200 рублей в час, мы интересы населения не затронем, — продолжает эксперт. — Если поставить задачу убрать «трудовые» поездки из центра города, нужно жестко ограничить время стоянки на уличной сети. В платных парковках, которые находятся в капитальных зданиях, машины могут стоять хоть сутками. И последнее — если мы не пойдем по пути значительного повышения тарифов на уличных парковках, надо вводить прогрессивную шкалу оплаты. Первый час — 80 рублей, как сейчас, а далее — в несколько раз выше, чтобы в среднем цена отстоя составляла 200 рублей в час.
В Департаменте транспорта, впрочем, к предложению ученых отнеслись без восторга. «Выводы ученых МАДИ нас шокировали. А их предложения оторваны от реальности, — считает первый замруководителя департамента Сергей Андрейкин. — Да, повышение тарифов до 200 рублей в час позволит снизить «блуждающий» трафик, ведь мест будет больше, и водители станут быстрее находить свободные места. С другой стороны, для автомобилистов такая цена может стать неподъемной, и мы можем получить негативный эффект, в частности, снижение деловой активности на Бульварном кольце. Я думаю, резкое повешение тарифа — преждевременно. Ну а введение прогрессивной шкалы оплаты, как в Москва-Сити, я считаю оправданной и эффективной мерой. Постараемся в кратчайшие сроки рассмотреть этот вопрос в департаменте».
— Ситуация на уличных парковках в пределах Бульварного кольца в период обследования (летом) уже близка к критической, — резюмируют авторы исследования. — В случае дальнейшего бездействия Департамента транспорта как регулятора спроса на платные уличные парковки наступят необратимые последствия.