Не многим актерам выпадает такая активная творческая жизнь, как этой статуе. Как пояснил «МК» реставратор Евгений Кокорев, Галатея — типичный образец российской садово-парковой скульптуры XIX века, автор ее неизвестен. Каменные нимфы и просто миловидные девушки были очень популярным украшением тогдашних усадеб и часто не имели никакого реального прототипа. Они воплощали некий классический идеал красоты. Возможно, именно это универсальное обаяние и очарование старины (на мраморе видны трудно имитируемые следы времени) привлекло внимание реквизиторов «Мосфильма». Прекрасная незнакомка, по уверениям чиновников, также «сыграла» в фильмах «Старый Новый год» (статуя в бане), «Служебный роман» (возле стола Бубликова), «Вечерний лабиринт» (в гостинице), «Васса» (статуя в приемной Вассы Железновой).
— Существует много домыслов и слухов, как Галатея появилась в усадьбе на ул. Воронцово Поле, но достоверных сведений нет, — заинтриговал Емельянов.
Между тем, журналистам поведали, что несколько лет назад активные москвичи забили тревогу по поводу исчезновения скульптуры с ее привычного места. В Мосгорнаследии организовали проверку и выяснили — изваяние просто перенесли с уличной стороны усадьбы во внутренний двор, чтобы, не дай бог, на Галатею не рухнул кусок аварийного фасада. Теперь все владение приведено в парадный вид: восстановлены и фасады, и интерьеры (деревянные полы, отделка стен, колонны, каменная лестница XIX века с металлическим фигурным ограждением), благоустроена прилегающая территория, — а саму скульптуру обработали специальным составом, защищающим от влаги, и вернули на всеобщее обозрение.
— Усадьбой Вандышниковой-Банза мы завершаем реставрацию построек в этом прекраснейшем старинном районе Москвы, которого не коснулся пожар 1812 года, и поэтому ценном своей первозданной красотой, — заметил глава Мосгорнаследия. — Этот особняк мы, наверное, даже выставим на конкурс как пример лучшей реставрации 2014–2015 гг.
— Объект оказался очень сложным, — подтвердил, в свою очередь, главный реставратор проекта Евгений Кокорев. — Еще год-два, и мы вообще могли потерять памятник архитектуры конца XVIII — XIX вв. В нем сложно сочетается каменное основание и деревянный сруб: из-за неправильной вентиляции вся обшивка практически сгнила, здание протекало, по стенам пошел грибок. Штукатурка, которой за сто лет накопилось 12 слоев, обваливалась. Да еще по фасаду висело более 50 наружных блоков кондиционеров.
На все про все у реставраторов ушло около 100 млн рублей. Это еще и немного при таких объемах восстановительных работ, подчеркнули специалисты. Что же касается Галатеи, во дворе сделали красивую вечернюю подсветку, и, говорят, гуляющие часто останавливаются, чтобы посмотреть на статую.
Единственное, что упустили в Мосгорнаследии, — пригласить на праздничное открытие Марка Анатольевича Захарова, человека, который на самом деле подарил милой парковой скульптуре живую душу.