Надо признать, что стоимость установки светофора вызывает у граждан удивление не впервые. Благо войти в портал госзакупок сегодня может любой желающий, а этот сайт, как известно, иной раз готовит немало «открытий чудных».
Например, несколько лет назад нижегородцы подняли шум, посчитав, что власти потратили на светофоры в 26(!) раз больше, чем предлагают производители спецтехники. В итоге сам глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов в своем блоге представил развернутую выкладку: мол, департамент транспорта во всем отчитался, а это журналисты, жадные до сенсаций, не учли, что речь идет не просто о «трехглазиках», а о целом «комплексе технических средств организации дорожного движения на перекрестке», куда входят и светофоры, и дорожные знаки, и пешеходные ограждения, а также контроллеры, стойки, опоры, кронштейны. «Кроме того, в общую цену объекта входит и стоимость проекта, прокладки кабеля, земельных и монтажных работ», — заключил глава, отметив, что существует госстандарт, прописывающий, где и какие конкретно светофорные объекты могут быть установлены. В общем, если приплюсовать все расходы, то, по словам Кондрашева, как раз и получаются — внимание! — суммы от 300 тысяч рублей. Правда, чиновник тут же уточняет, что это минимум, при самой простой схеме движения. А средний по сложности с технической точки зрения светофорный объект обошелся их бюджету в один миллион рублей, было это в 2010 году.
Конечно, за это время многое поменялось, и Москва не Нижний, но все-таки разница в 4 млн несколько удивляет. Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу ЦОДД — организации, которая и является заказчиком установки. «Ну понимаете, светофоры бывают разные — это как сравнивать шелк и полиэстер. У нас они более долговечные», — попыталась рассудить по-женски сотрудница, но потом все-таки отправила к начальству. Тот же вопрос мы задали руководителям Центра организации дорожного движения в рамках публичного обсуждения планируемой закупки.
Как выяснилось, непосредственно строить будут только 60 объектов, а 18 — ремонтировать. Понятно, что в ходе аукциона предполагается снижение цены, но ведь и стартовую отметку надо обосновать?! Как пояснил начальник управления ЦОДД Михаил Богородицкий, во-первых, они собираются использовать не простые контроллеры, а более совершенное оборудование, чтобы в будущем подключить объект к интеллектуальной транспортной системе (при ИТС можно создать цепь светофоров, которая будет слаженно реагировать на дорожную ситуацию в целом районе). Во-вторых, заметил Богородицкий, в отличие от регионов, где к светофорам могут подводиться провода по воздуху, в Москве все кабели надо закапывать под землю, и там, где прокладка открытым способом невозможна, нужно дорогостоящее горизонтально направленное бурение. Кроме того, установка в ряде случаев сопровождается строительством островка безопасности, переносом остановок с павильонами и въездными карманами, обустройством пешеходных ограждений и т.д.
Все это, конечно, прекрасно, но трудно не задуматься и над таким мнением одного из интернет-пользователей, которого потряс ценник 500 тыс. руб. в Волгодонске: «В смете все четко расписано, но мой мозг отказывается понимать, почему для установки светофоров большую часть занимают накладные технические расходы, болты, шайбы, столбы, переключатели, кабель и т.п. В космос летаем, атомные станции строим, наноштуки делаем, а не можем придумать более экономную модель светофорного объекта? Нафига нужен такой капитализм с его псевдоэкономией?»
Помнится, в 2013 году в природном заказнике «Алтуфьевский» в Москве открыли целую солнечную электростанцию за 7 млн рублей. Может, и правда стоит подключить к установке светофоров не прокладчиков кабелей, а ученых?
Кстати, на днях координатор Общества синих ведерок (ОСВ) Петр Шкуматов выразил недоумение стартовой закупочной ценой на новые дорожные знаки «Работает эвакуатор» по заказу того же ЦОДД. По мнению Шкуматова, розничная цена «куска жести со светоотражающей пленкой» вряд ли превышает 300 рублей, а в установленных 1,5 тыс. рублей за штуку — неплохо бы разобраться прокуратуре. Представители ЦОДД отказались комментировать «МК» данный пункт на публичном обсуждении, сославшись на то, что он не относится к светофорной тематике.