МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Велосипедный бум в Москве: уворачиваться приходится и пешеходам, и автомобилистам

С вело мы в бой пойдем?

Фото: Наталья Белова

Раньше я был добрый. Потому что вокруг меня велосипедов не было. А сейчас становлюсь злым. Потому что велосипедов вокруг как-то слишком много.

В минувшую субботу в Москве прошла велоночь. Хотя нет, извините. Велоночь была субботой раньше, с 4 на 5 июля, а в эту субботу состоялся велопарад, правда, тоже ночной. Или все-таки это была велоночь, а 4–5-го — велопарад? Но не суть. Главное то, что массовые покатушки борющихся за свои права велосипедистов, активно поддерживаемые городской администрацией, стали для Москвы нормой.

Я был свидетелем акции 4 июля. Зрелище это было величественное и немного устрашающее. Железный поток в ночи, широкий, долго не прекращающийся. Я тогда попытался перейти дорогу — узенькую часть Чистопрудного бульвара в районе метро. Не тут-то было! Велосипедисты не останавливались, не пытались чуть дать руль в сторону, да еще и покрикивали: куда, мол, прешь двумя ногами против двух колес.

Тут мне, наверное, скажут: а что, трудно было подождать, пока все проедут. Да нет, не трудно. Я и подождал. Но вот что гораздо труднее — это сосуществовать бок о бок с велосипедистами на городских улицах не в парадной, а в будничной обстановке.

С машинами пешеходу сотрудничать проще. Есть ясные правила: они едут по мостовой, ты идешь по тротуару. Когда тебе надобно перейти дорогу, ты ждешь зеленого человечка на светофоре.

Но не таков велосипедист. На «зебре» он уступать не спешит. Многим неспешно гуляющим наверняка приходилось вздрагивать, когда внезапно за спиной раздавалось треньканье звоночка, и кто-то уверенным голосом требовал уступить дорогу, а то попросту посторониться. Сторонишься, куда деваться. Некоторые после этого даже спасибо говорят...

Или вот. У некоторых подземных переходов есть широкие пандусы — у нас, рядом с редакцией на улице 1905 года, или, например, на «Рижской». Спускаешься по такому пандусу, и частенько за твоей спиной занимается сюрплясом какой-нибудь замечательный человек. Объехать толпу он не в состоянии. Покидать седло он почему-то не хочет ни на секунду. Так и ждешь, что с тормозами он не справится и навалится объединенной массой — себя и велосипеда.

И только вот не надо про то, что велосипед не машина и вреда особого не причинит. На меня как-то раз из-за поворота неожиданно и, в отличие от автомобиля, бесшумно едва не налетел тяжелый навороченный велобайк, которым стены таранить можно. Его владелец, упакованный в защитную амуницию, как рыцарь в латы, просвистел в миллиметре от меня. Если бы не этот миллиметр, то легким испугом попавший под двухколесную лошадь вряд ли отделался бы.

С точки зрения автомобилиста к велосипедам тоже масса претензий. Они тоже могут внезапно вырулить тебе под колеса. Ради массовых ночных велопарадов улицы перекрывают. Но частенько велофанаты объединяются в малые группы человек по двадцать-тридцать и гоняют по ночной Москве. И даже если их байки оборудованы фонарями и сами они в светоотражающей одежде, едут они по вроде бы пустой проезжей части вольготно. Подобная вольготность в сочетании с выехавшим из-за угла автомобилем вполне может привести к ДТП, в котором далеко не всегда виноват автомобилист.

Если что, кстати, я за велосипеды в городе. И очень здорово, что есть возможность неспешно покататься по бульварам благодаря налаженному велопрокату. Но все это для любителей. Их бы комфортом и ограничились. Я со своим небольшим велосипедным опытом ездить по магистралям не рискнул бы. А многие — рискуют.

Велосипедисты сейчас чувствуют себя уверенными как никогда. Массовая агитация, призывы пересаживаться на «экологически чистый транспорт», исходящие не только от «прогрессивной общественности», но и от городских властей, сделали свое дело. Велосипедисты, даже не продвинутые, зачастую ездят, где хотят и как хотят. А главное — ультрамодное велодвижение пока, кроме громких, подобных субботней акций, ничем особо не подкреплено. Нормальной инфраструктуры для них не создано. Солитероподобную велодорожку на Бульварном кольце, которую игнорируют и велосипедисты, и автомобилисты, иначе как несчастным случаем не назовешь. И поэтому, несмотря на заверения о том, что велосипедисты у нас самые лучшие и все им будет, непонятки между поклонниками двухколесного транспорта, с одной стороны, и автомобилистами и пешеходами, с другой, останутся.

"МК" побывал на первом ночном велопараде в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

У велоактивистов, впрочем, есть свой расчет — чем больше людей после активной пропаганды станут ездить на велосипедах на работу, тем меньше станет автомобилей и их станет легче потеснить на магистралях. Но это если и произойдет, то очень нескоро. Во-первых, машина по-прежнему остается вещью культовой, и переломить эту точку зрения пока не удалось. Во-вторых, продвинутые горожане, которые и должны в первую очередь овелосипедиться, работают, как правило, в офисах. А это значит, что им обязательно нужно решать, где на работе они могут принять душ и переодеться в штатское после своего вояжа. И мало кто из работодателей может и хочет предоставлять такую инфраструктуру.

Так что пока лучше тихо кататься по бульварам. И не наезжать на пешеходов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах