В среду председатель МГД Алексей Шапошников заявил: Мосгордума поддержала инициативу по проведению референдума в поддержку возвращения памятника Дзержинскому на Лубянку, чего коммунисты добиваются уже не первый год. Казалось бы — демократия наконец восторжествовала. Появился лучик надежды, что в городе впервые пройдет референдум.
Однако, если разобраться в ситуации хорошенько, никакого луча света — одно темное царство. На референдум коммунисты пытались вынести сразу три вопроса, два из которых более чем актуальны для москвичей. Первый связан с реформой системы здравоохранения — звучал он так: «Поддерживаете ли вы реформу здравоохранения, повлекшую закрытие 26 больниц и сокращение нескольких тысяч медицинских работников?». Разумно ожидать, что в случае вынесения такого вопроса на всенародное голосование большинство москвичей ответили бы «нет». А поскольку результат референдума имеет силу закона, это повлекло бы за собой серьезные последствия, вплоть до необходимости прекращения этой реформы.
Второй вопрос касался слияния учреждений среднего и дошкольного образования — наверняка и в пику этой идеи высказалось бы большинство москвичей.
Однако ничего этого не случится: депутаты признали формулировки вопросов не соответствующими закону. То есть мутноватыми, на которые ответы могут быть неоднозначными.
Коммунисты носились с идеей референдума по этим острым социальным вопросам еще с февраля — на первом этапе им отказал Мосгоризбирком, но его решение удалось обжаловать в суде. При повторном рассмотрении вопроса МГИК сменил гнев на милость и признал законным ходатайство Московского отделения КПРФ о референдуме. И вот Мосгордуме предстояло решить, насколько вопросы соответствуют закону. Депутаты же постановили, что лишь один вопрос сформулирован правильно: за Дзержинского проголосовал 21 парламентарий.
Коммунисты, конечно, обиделись. И даже демонстративно покинули зал заседания. А теперь, как рассказал обозревателю «МК» первый секретарь Московского горкома КПРФ Валерий Рашкин, намерены судиться с городской Думой и уже готовят исковое заявление.
Но вот ситуацией с Дзержинским коммунисты довольны. И объясняют положительное решение городского парламента с присущей им самонадеянностью. «Поскольку еще во вторник вечером Комиссия по государственному строительству и местному самоуправлению рекомендовала не поддерживать и этот вопрос, а с утра депутаты вдруг поменяли свое мнение, видимо, за ночь они почитали литературу и наконец осознали всю величину и мощь этой легендарной личности», — заявил Рашкин «МК».
Но, на наш взгляд, дело совсем в другом. Депутаты прекрасно понимали, что шансы, что ситуация выйдет на следующий этап, ничтожно малы. Либо (что более чем вероятно) Мосгоризбирком отклонит постановление МГД «Об инициативе по проведению референдума в городе Москве», в котором поддержан лишь один пункт из трех (юридически это будет правомерно). Либо все же поддержит один пункт постановления и объявит процедуру сбора подписей в поддержку референдума, коих необходимо 146 тысяч. Но впоследствии признает, что половина подписей была «липовыми». Такое, кстати, уже случалось, когда до этой стадии рассмотрения дошел вопрос о проведении в Москве референдума, касающегося платных парковок...
В целом же референдумы, надо полагать, власти не очень нужны и интересны. Поэтому шансы, что кому-нибудь в обозримой перспективе удастся добиться четких формулировок вопросов или собрать сотни тысяч правильно оформленных подписей, близки к нулю.