МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Туннель под Новым Арбатом хотят сделать пешеходным

...а Бульварное кольцо замкнуть

Бульварное кольцо Москвы — непростое украшение. Хотя бы потому, что кольцом в строгом смысле не является. Дуга из бульваров в центре города не была замкнутой, но это «упущение» градостроители намерены исправить. «Закругление» кольца обойдется, правда, в круглую сумму. По словам архитектора Алексея Муратова, всего планируется обустроить «около 4 тысяч улиц общей протяженностью более 3 тыс. км, что больше расстояния от Москвы до Лондона, и потратить более 165 млрд рублей — это стоимость марсианской экспедиции НАСА. Но и результаты программа должна принести фантастические». Подробности концепции модернизации выяснил «МК».

Фото: Кирилл Искольдский

Основная идея — сделать Бульварное кольцо действительно кольцом (замкнуть его через набережные). И при этом добиться, чтобы оно стало, как выразился Алексей Муратов, «более бульварным», т.е. более приспособленным для отдыха и прогулок москвичей.

«Мы хотим протестировать возможности выхода к набережным и связать Бульварное кольцо в один озелененный контур, — уточнил «МК» Муратов. — В районе Гоголевского сделать это легко, так как есть скверик напротив храма Христа Спасителя. Сложнее будет со стороны Яузского бульвара, но и там — мы уже посмотрели — есть возможность пройти через соседний переулок и «проткнуться» в парк, расположенный почти на набережной. Когда построят Зарядье, из всего вместе должна получиться очень интересная система».

Однако задача «сделать из Кольца кольцо» не ограничивается обустройством набережных в едином ключе с бульварами. Авторы концепции хотят превратить и все остальные «преграды» на пути (здания и дороги) в «соединяющие шарниры». Пожалуй, самый интригующий вариант — организовать на месте автомобильного туннеля под Новым Арбатом подземный променад. Пешеходная зона соединит Гоголевский и Никитский бульвары, зато водителей придется направить на какую-нибудь другую дорогу, и чтобы при этом им не надо было делать крюк длиной в полгорода. Понятно, что столь кардинальное решение уже сейчас вызывает массу противоречивых чувств и у жителей, и у экспертов. Но авторы считают, что новый променад мог бы составить достойную конкуренцию нью-йоркскому парку Хай-Лайн (от англ. «высокая линия», парк разбит в Манхэттене на высоте около 10 метров, на месте бывшей надземной железной дороги) и стать своеобразным российским Лоу-Лайном.

Еще одно захватывающее решение — организовать сквозные пассажи там, где сегодня Кольцо «пересекают» здания. «Сейчас Долгопрудный, Сретенский, Страстной бульвары замыкаются различными сооружениями, — поясняет Муратов. — На Чистопрудном бульваре, например, есть комплекс так называемых «стасовских гостиниц» (историки связывают их с именем петербургского архитектора В.П.Стасова, по проекту которого якобы в нач. XIX века возводили двухэтажные гостиницы на месте всех бывших ворот Белого города. — Авт.). Почему бы не сделать из такого комплекса зданий с системой дворов сквозные пассажи и не наполнить их всей необходимой для гуляющих социальной инфраструктурой?!» Примеры сквозных пассажей можно встретить во многих европейских городах: Берлине, Лондоне, Милане… Конечно, и в этой ситуации не обойтись без «большой работы», только в данном случае — с органами охраны памятников и балансодержателями сооружений, признает собеседник.

Наконец, там, где бульвары разорваны довольно длинными пешеходными переходами, как на Трубной площади, предполагается сделать озелененную аллею, сохраняя место для проезда транспорта.

Конечно, эти красивые проекты больше выглядят как декларация о намерениях — все слишком дорого, юридически хлопотно, а в кризисный период и вовсе выглядит оторванной от реальных нужд утопией. Однако архитекторы заверяют, что в 2016 году после проработки идеи в том или ином виде уже будут воплощаться в жизнь.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах