Собирание марок — уже не самое популярное в нашу динамичную эпоху увлечение, но остающееся неким «хоббийным» символом или даже, если угодно, эталоном!
— В связи с кризисом мы подняли цены на все иностранные марки в среднем на 20% — мы их покупаем за границей, и иначе нельзя, — говорит Михаил Орлов, директор специализированного магазина для филателистов. — При этом я понимаю, что, если поднять цену в два раза, просто перестанут покупать… Российские же и советские марки практически не подорожали. А коллекционирование марок своей страны — это самое популярное направление у филателистов всего мира. К примеру, если собирать российские марки и поставить цель собрать все, что выпускается в стране в течение года, то нужно готовить 12–15 тысяч рублей — примерно по 1000 рублей в месяц, что для хобби не слишком обременительно. Так что можно сказать, что филателия из серьезных хобби в кризис — одно из самых доступных.
На форумах филателистов в Интернете кризис тоже активно обсуждается. Есть грустные реплики, а есть и вполне оптимистичные. К примеру, подорожание современных иностранных марок отметили все: «Зарубежную современку стало собирать невыгодно, номиналы скакнули в два раза, самые простые серии британцев и островов — по 600–1000 рублей, ну и доставка сильно подорожала — за обычное письмо (не заказное) отдавать по 300–500 рублей уже накладно, про заказные вообще молчу — от 10 евро….»
А вот с заграничными марками прежних лет положение лучше: «Некоторые крупные продавцы марок с аукциона eBay сегодня идут на повышенный дисконт. После обвала рубля мне уже двое по своей инициативе дали дополнительную скидку в 10%, при существующих 10% за объем и 10–15% от Best Offer... Итого — 35% скидки!»
Такое хобби, как охота, с кризисом в одних случаях существенно подорожало, а в других — не подорожало совсем. Дело в том, что охотиться можно как с использованием заграничных аксессуаров и сервиса, так и с помощью «импортозамещения». Можно с «винчестером» на сафари, а можно с «тулкой» — на подмосковную утку...
— Если говорить о «входном билете» в хобби, то стоимость пакета документов, необходимых для получения лицензии на ружье, вразбивку выглядит так: 1,5–2 тысячи рублей медсправка, сто рублей госпошлина, охотбилет федерального образца — выдается бесплатно! — плюс обязательное свидетельство о прохождении обучения навыкам безопасного обращения с оружием. Последнее недавно стало дороже, но ненамного. Стоимость однодневного обучения осенью составляла 5000 рублей, сейчас она поднялась примерно на тысячу, что в целом не фатально, — рассказывает заведующий объединенной редакцией охотничьих изданий издательского дома «МК» Александр Лисицин. — Получили лицензию — вперед за ружьем и на охоту! Вот только из-за курса доллара серьезно подорожало оружие зарубежного производства: итальянские, чешские, финские, турецкие ружья и винтовки, а также импортные боеприпасы — на 30–50%. Да и из продажи они исчезают... То же самое произошло и с охотничьими турами за рубеж. Но подобное и до санкций было ориентировано явно не на начинающего или рядового охотника, так что кризис не стал препятствием на пути в это хобби. Отечественную же подержанную двустволку или помпу ижевского или тульского производства с рук по-прежнему можно купить за 5–10 тысяч рублей, патроны российского производства стоят, как и стоили, от 10–12 рублей штука, цена путевок в охотхозяйствах пока также существенно не подскочила. Отложив в сторону мечты об импортном оружии, патронах и разного рода дорогом заграничном инвентаре: от одежды до электронных гаджетов, — можно подытожить, что охота как хобби осталась доступной и кризис на нее практически не повлиял.
Хорошо, когда все материалы, связанные с вашим хобби, могут быть как отечественными, так и импортными. Но вот когда российского ничего нет — тогда беда. Взять, к примеру, моделистов — любителей радиоуправляемых самолетов, вертолетов, машинок и корабликов. (К слову, эта публика очень обидчива: словосочетание «радиоуправляемые игрушки» для них смертельное оскорбление — только «модели»!) Все, что требуется для этого увлечения, стопроцентно импортное. Готовые модели в сборе, двигатели, пропеллеры, колеса и все, что требует замены или обновления, производится в Китае как чисто китайскими марками, так и крупными американскими и европейскими брендами, имеющими там фабрики. Эта продукция подорожала, как и все «оттуда», на 30–50%.
— Авиамоделизм нужно разделить на чисто хоббийное направление, и хоббийно-спортивное, — рассказывает Игорь Трифонов, вице-президент Федерации авиамодельного спорта России. — Оба они страдают от кризиса по-своему. Чисто хоббийное — это готовые модели, которые можно запускать сразу после покупки. Российской продукции в этом сегменте нет — сплошь импорт. Еще можно что-то купить по старым ценам, поскольку завезено в магазины много, а товар этот не повседневного все же спроса, но далее модели и комплектующие будут только дорожать. Спортсменам чуть проще в этом смысле — очень многое они не покупают, а делают своими руками, но растут иные сопутствующие расходы. К примеру, в следующем году чемпионат мира состоится в Австралии — Минспорта и федерация оплачивают только билеты, да и то частично, а все остальное — за свой счет. В год по всему миру проходит до десятка серьезных соревнований, а бюджет федерации — всего лишь около 3 млн рублей. При этом есть и светлые стороны: вот, скажем, ректор МАИ недавно открыл у себя в вузе серьезнейший авиамодельный кружок — причем не для студентов, а для школьников! МАИ — режимный вуз, там все по пропускам, но вот смогли предоставить детям отлично отремонтированные помещения, массу оборудования, и при этом совершенно бесплатно.
Еще одно классическое хобби - т.н. «приборный поиск» и представляет собой путешествия по лесам и полям с металлодетектором (который обыватели часто некорректно называют металлоискателем) и лопатой. Это увлечение — едва ли не одно из самых пострадавших, поскольку оно еще до кризиса понесло существенный урон.
— Одной из серьезных проблем для искателей земных тайн стало изменившееся около года назад законодательство, по которому любые любительские раскопки в лесу или в чистом поле отныне приравнены к «незаконной добыче археологических предметов и уничтожению культурного слоя», — поведал «МК» Виктор Тишенко, владелец интернет-магазина по продаже металлодетекторов и прочих аксессуаров кладоискателей. — Другая проблема этого хобби называется проще — «все выкопали». Вблизи городов в земле уже почти не осталось ничего более-менее интересного, что затруднило вход в это хобби для начинающих. Чтобы плодотворно покопать, нужно серьезно поработать с архивными документами и достаточно далеко уехать от обитаемых мест, что и сложно и дорого. Ну и третья проблема — чисто кризисная: подорожание металлодетекторов, главных инструментов любого поисковика-копателя. Производителей детекторов в мире можно пересчитать по пальцам двух рук, и все они американские и европейские, поэтому цена сильно выросла. К примеру, популярный «народный» детектор Garret Ace 250 еще недавно стоил 12 000 рублей, а сейчас — без малого 20 000. Представьте, сколько сегодня стоят серьезные полупрофессиональные приборы, которые до кризиса продавались за 25–50 тысяч рублей!
Комментарий специалиста:
— Как бы ни повлиял кризис на ваше хобби, ни в коем случае нельзя резко рубить по живому, — предостерегает психолог Татьяна Черных. — Если ваши доходы упали или даже вы потеряли работу, любимое увлечение бросать нельзя. Хобби — это две составляющие: материальные вещи и сообщество единомышленников. Отказ от них на фоне финансовых неурядиц может легко повергнуть в депрессию даже достаточно стойкого человека. Поэтому хобби стоит притормозить в плане расходов, но не принимать радикальных решений. В особенности это касается супругов и других родственников: «завязывай с этими игрушками!» или «продавай коллекцию!» — такие требования к близкому человеку категорически неприемлемы. В тяжелой ситуации важно поддержать его, как минимум не мешать ему общаться с такими же «одержимыми», не пытаться резко вырвать его из среды, где ему комфортно.