Накануне 130-летия Тургеневки корреспондент «МК» встретился с директором библиотеки-читальни Татьяной Коробкиной. Разговор с ней – о нынешнем дне «юбилярши» и о насущных проблемах библиотечных.
«Самые популярные у читателей авторы: 1.Вас. Немирович-Данченко 2.Гоголь, Л. Толстой, Всев. Соловьев … 6.граф Салиас 7.Пушкин … 17. Тургенев…» (Из отчета читальни им. Тургенева за 1901 г.)
– В наши дни довольно часто приходится слышать прогнозы, согласно которым печатные издания «на бумаге» – это «вымирающий вид». Подобная угроза нависает над существованием публичных библиотек и Тургеневки в частности?
– Объявленная смерть бумажной книги, на самом деле, откладывается. Хотя виртуальные издания, конечно, составляют ей все большую конкуренцию. Сейчас создана ЭБС – электронная библиотечная система. С прошлого года нам стали выделять деньги на электронную подписку. Мы можем теперь покупать у издательств электронные издания – книги, журналы, которые затем становятся доступны для читателей: они могут придти в библиотеку, сделать заказ, потом сесть за компьютер в зале... Это дает огромные возможности для расширения фондов. Например, нам удалось подписаться на электронную базу диссертаций РГБ. Пополнение фондов через электронную подписку дает и еще один важный плюс: получая каждую «виртуальную копию», мы не волнуемся о нарушении авторского права, ведь все юридические вопросы с обладателями прав на данную книгу уже решены издательством.
А вот оцифровкой книг и журналов Тургеневка не занимается. И это принципиальная позиция: такой работой должны заниматься ведущие книгохранилища, но никак не малые публичные библиотеки. Издержки «тотального» «перевода в цифру» библиотечных фондов в последние годы привели к парадоксальным результатам: оказалось, что некоторые издания отсканированы по 10-15 раз, – действовали разные библиотеки без согласования друг с другом, и в итоге на такое бесполезное дублирование потрачено впустую много времени, сил, денег...
– Тургеневка начиналась когда-то с нескольких сотен книг и брошюр. А каковы масштабы нынешних «книжных закромов»?
– В общей сложности наше собрание насчитывает сейчас свыше 120 тысяч документов: книг, периодических изданий, аудио-книг, компакт-дисков... Все-таки основа обслуживания в библиотеке – бумажная книга. Уже два года, как мы перевели все фонды в открытый доступ. Тома стоят на стеллажах, читатель может ходить, смотреть, отыскивать, то, что ему нужно. Исключение сделано лишь для фонда редкой книги.
Хотя Тургеневка с рождения своего считалась именно читальней, то есть посетители могли пользоваться литературой только в читальных залах, однако теперь мы практикуем и выдачу книг на дом. Впрочем, в последнее время все более заметно, что библиотеки становятся для горожан «третьим местом обитания» – после дома и работы. Многие люди предпочитают общаться с печатным словом именно в читальных залах: это по сути «точка покоя» среди городской суеты, здесь удобно, тихо, никто не отвлекает... Мы продлили время работы до 21 часа, и нашлось немало таких, кто с удовольствием этим пользуется. Я уверена, даже если бы Тургеневка объявила о том, что залы открыты и ночью, – они не пустовали бы!..
По словам Т. Коробкиной, одна из традиций читальни – еще со времен Морозовой, в том, что ее фонды хорошо укомплектованы. Пополнению «книжных запасов» здесь придают большое значение и сейчас.
– А как насчет потерь?
– В лихие 1990-е Тургеневка, как и другие публичные библиотеки, нередко подвергалась «набегам варваров». При существовавшем еще со времен СССР книжном дефиците и вызванным этим повышенном спросе на литературу некоторые ловкачи приспособились уносить ценные книги с собой, в том числе и многотомные издания. Закажет, например, сразу три-четыре тома Бальзака или Достоевского и пару из них прикарманит. Потом, уже в другой библиотеке таким же образом добавит еще один-два тома, еще... А в итоге у прохиндея дома образовалось полное собрание сочинений. Сейчас такая напасть уже миновала: книжный дефицит исчез, а сознательность читателей выросла. Сотрудники читальни даже перестали в последнее время брать денежный залог при выдаче книг. И случаев невозврата, фактически нет.
– Чем еще нынешний читатель отличается от своих предшественников?
– Заметны стали положительные изменения в возрастных показателях. Раньше к нам приходили в основном «стар» и «млад» – студенты, школьники, которым книги нужны для учебы, и пенсионеры, желающие с пользой провести досуг, расширить свой кругозор. Теперь заметно прибавилось людей среднего возраста, – тех, кто работает, но при этом все-таки выкраивает время для чтения.
– В наше время никуда не деться от сугубо материальных вопросов. А у библиотекарей это ведь вообще традиционная «болевая точка»...
– Средняя зарплата тех сотрудников Тургеневки, кто занимает так называемые «основные должности» – библиотекарей, библиографов, – около 33 тысяч рублей. И не повышалась она с 2009 года...
В итоге, по словам Коробкиной, работники Тургеневской читальни – «библиотечного учреждения», относящегося к ведению столичного Департамента культуры, получают в настоящее время значительно меньше своих коллег из федеральных библиотек: у тех средний месячный доход около 50 тысяч. В прежние времена все было наоборот: «федералам» платили меньше, чем «москвичам». Понятно, что при нынешнем объявленном режиме жесткой экономии сотрудникам Тургеневки ожидать каких-то прибавок вряд ли стоит. И это не все денежные проблемы.
– Целевое финансирование библиотеки не увеличивалось последние три года, и, поскольку за этот период инфляция «накопилась» весьма ощутимая, такой финансовый голод не может не сказываться на реальных возможностях нашей деятельности...
Тут по ходу нашей беседы обнаружился еще один не слишком симпатичный, но симптоматичный факт. Москва-столица, оказывается, занимает среди всех регионов страны одно из самых последних мест по обеспеченности библиотечными фондами на душу населения. Хотя иного ждать вряд ли можно: миллионы мигрантов, осевших в городе, не слишком-то нуждаются в услугах библиотек!
Не балует город своих библиотекарей и по части снабжения современной техникой.
– Средств на покупку новых компьютеров мы не получали уже лет 10. Кое-как удается наскрести из доходов небольшие суммы, чтобы в год хоть 2-3 компьютера приобрести. Но сейчас они подорожали чуть ли не вдвое, и стали нам уже не по карману.
– У входа я видел афишу ваших мероприятий. Внушительный список!
– В читальне организована небольшая музейная экспозиция, постоянно проводятся тематические выставки, лекции, вечера... – Живы традиции старой Тургеневки, которая в 1950-е – 1960-е г.г. славилась на всю Москву своими «вторниками»! Нам нельзя снижать активность в этой просветительской работе, нужно в том числе и Ивана Сергеевича Тургенева по мере сил «рекламировать», а то ведь люди все меньше знают, кто это такой и что он написал...
Конечно, следовало бы напомнить жителям столицы и об истории самой читальни, о ее создателях. Когда-то существовала идея установить посреди Тургеневской площади (получившей название свое «по вине» расположенной здесь читальни имени Тургенева) памятный знак в честь столичных меценатов и благотворителей. Однако до конкретного воплощения этого проекта дело так и не дошло. В итоге отгороженный от полос для движения автомобилей «пятачок» на площади – как раз то место, где располагалось старое здание Тургеневки, – абсолютно пуст.
А имя замечательной патриотки города Варвары Алексеевны Морозовой пребывает в забвении. Даже нормального надгробия на ее могиле на Ваганьковском кладбище до недавних пор не было (ведь умерла купеческая вдова «не вовремя» – за несколько месяцев до революции, какие уж тут надгробия!)
Нынешний юбилей Тургеневки – подходящий повод вспомнить о таком долге нынешних москвичей перед своими давно ушедшими заслуженными земляками и о сохранении памяти о них.
Справка «МК»:
Фонды Тургеневки решено было комплектовать, «давая место каждой хорошей книге». Варвара Алексеевна Морозова хотела даже приобрести для новой читальни парижскую библиотеку самого Тургенева, насчитывавшую почти 3000 томов (писатель завещал ее Полине Виардо, а та велела перевезти книги в букинистический магазин), однако запрошенная наследницей Ивана Сергеевича сумма оказалась слишком высока..
Открытие читальни состоялось 28 января (9 февраля по новому стилю) 1885 года. К услугам посетителей библиотекарь и два его помощника могли предложить почти 3500 книг. Большая их часть была куплена на средства Морозовой, а некоторые тома принесены в дар жителями города. Тургеневка моментально превратилась в одно из самых популярных мест Первопрестольной. Сюда приходило в отдельные дни по 600 человек, и в читальный зал выстраивались очереди! Через несколько лет Морозова предоставила средства на расширение библиотеки-читальни. Благодаря этому подарку в 1909 году у основного здания появилась сзади трехэтажная пристройка.
Любопытный «бытовой» штрих первых лет существования Тургеневки: дверь ее посетителям открывал швейцар в парадной ливрее!
И еще один: особый наплыв книгочеев ежегодно наблюдался 17 октября. Оказывается, гимназии в этот день были закрыты по случаю праздника в память о чудесном спасении царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года, а свободные от учебы гимназисты предпочитали тогда потратить досуг на чтение книжек.
Среди молодых людей – завсегдатаев Тургеневки был Сергей Коненков, ставший впоследствии известным скульптором. «Я засел на несколько лет в читальню им. Тургенева, и она стала моим университетом,» – вспоминал он впоследствии.
После революции Тургеневская читальня по-прежнему оставалась одним из главных культурно-просветительских центров столицы. Даже во время войны она ни на день не прервала свою работу. В течение нескольких десятилетий здесь регулярно проводились знаменитые на всю Москву «Тургеневские вторники», на которых выступали известные артисты, писатели… Традиции этой положил начало еще Б. Пастернак, принявший участие в благотворительном вечере, состоявшемся в 1921 году. (Деньги, вырученные от мероприятия пошли тогда на покупку дров для отопления читальных залов.)