- В 2014 году мы с моей коллегой по столичной школе № 825, учителем английского языка Кристиной Довжик приняли участие в объявленном Минобрнауки конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» 2014 года,- рассказала «МК» учитель химии и анатомии той же школы Элла Серегина.- И, согласно приказу Минобрнауки № 1012 от 15 августа 2014, официально вошли в число победителей этого конкурса.
1 октября оба педагога вместе с другими победителями были приглашены на официальную церемонию награждения во дворец пионеров и школьников им. Гайдара, где им торжественно вручили цветы, а начальник окружного Управления образования ЮВАО Москвы официально поздравила их с победой в конкурсе от лица своего ведомства и объявила, что денежные поощрения и почетные грамоты будут вручены позже. Однако этого так и не произошло.
За два дня до предполагаемого перечисления средств - 10 декабря директор школы № 825 был устно проинформирован координаторами конкурса, что обеих учительниц исключили из списка победителей, так как их включение туда было некой «технической ошибкой». Что это была за «ошибка», уточнено не было, а самим педагогам, по словам Серегиной, «вообще никаких официальных уведомлений и объяснений представлено не было. Нас просто выкинули из списка».
Как оказалось позже, в подобной ситуации оказалось еще 12-13 столичных педагогов (в распоряжении «МК» имеется список из 10 человек). При этом ознакомиться с новым приказом (и новым списком грантополучателей) обиженные так и не смогли. Лишь в неформальном порядке им дали понять, что причиной злоключений стал тот факт, что школы, где они работают, не вошли в «Рейтинг топ-400». Как будто это не было известно с самого начала!
В Минобрнауки, куда «МК» обратился за разъяснениями, сообщили, что об этой ситуации знают, поскольку в ведомство в конце декабря 2014 года поступил ряд писем педагогов.
- Согласно регламенту конкурса, выдвигать кандидатуры учителей на получение премии должен орган местного самоуправления. При этом, процедура проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериев отбора (до 10) устанавливаются конкурсной комиссией, согласовываются с коллегиальным органом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения общественности.
В июне 2014 года, разъяснили в министерстве, «Департамент образования города Москвы представил в Минобрнауки России списки претендентов на победу в конкурсе лучших учителей образовательных организаций города Москвы, которые в числе прочих претендентов от других регионов были включены в итоговый список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. В ноябре 2014 года в Министерство образования и науки Российской Федерации поступило обращение Департамента образования города Москвы о внесении изменений в список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями по причине технического сбоя, произошедшего при составлении списка претендентов на победу в конкурсе лучших учителей образовательных организаций города Москвы. Изменения в список были внесены, но одновременно Минобрнауки России направило в Департамент образования Москвы запрос относительно сложившейся ситуации. В данный момент в Департаменте проводится служебная проверка по факту произошедшего сбоя».
- Мы считаем ситуацию с внесением изменений в список через такой большой промежуток времени недопустимой. Минобрнауки России, в свою очередь, приносит извинения учителям, чьи фамилии по ошибке попали в перечень. Причины случившегося будут установлены с целью привлечения к ответственности лиц, допустивших подобную ситуацию.
О недопустимости подобных вещей заявил «МК» и зампред комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава. И это, по его словам, лишь укрепляет опасения специалистов по поводу повального увлечения рейтингами: «Если учителей лишили грантов только за то, что они работают в школах, не вошедших в "топ-400", то это очередное подтверждение того, что всевозможные рейтинги в образовании превращаются из благого начинания в небезопасное явление. Сильные, талантливые педагоги работают сегодня не только в "топовых" школах, и это замечательно. Более того, власти должны стремиться укомплектовывать отстающие школы самыми сильными педагогами, чтобы хоть как-то исправить положение в них. Сейчас же мы видим, что власти, наоборот, махнули рукой как на эти слабые школы, так и на учителей, которые там работают. В любом случае, пересмотр итогов конкурса задним числом вызывает у нас тревогу и недоумение. Подобные конкурсы должны иметь максимально прозрачные критерии оценки, ведь речь идет о распределении бюджетных средств. В том случае, если в ближайшее время не последует официального разъяснения Департамента образования Москвы, которое устроило бы все стороны, мы направим в департамент депутатский запрос с просьбой представить нам оценочную документацию конкурса».